Ноу-хау было обнаружено одним из блогеров Livejournal на сайте госзакупок (zakupki.gov.ru) в объявлении Вологодского государственного педагогического университета, руководство которого решило приобрести легковой автомобиль за 1 млн 326 тыс. рублей. В объявлении не указывалась марка автомобиля, зато было выставлено требование о его длине — непременно 4427 сантиметров, и ширине — 1809 сантиметров. То есть длина автомобиля должна быть более 44 метров. Очевидно, что речь идет о миллиметрах. Мотор этого неведомого автомобиля должен быть двухлитровым и бензиновым. Указаны и другие характеристики машины. Например, макияжные зеркала для водителя и переднего пассажира, тканевая обивка багажного отделения, а также обязательное наличие бортовой электросети в 12 вольт.
Под описанные характеристики больше всего подходит двухлитровый Volkswagen Tiguan, говорят эксперты.
Почему предельно точная, описанная в сантиметрах заявка Вологодского университета не содержит названия конкретной марки авто — догадаться несложно. Это до минимума сужает круг лиц, которые смогут принять участие в тендере. Многие автодилеры в процессе поиска заказов на сайте госзакупок просто не увидят объявления о покупке авто — поисковик не выдаст такой информации. А пробивать госзаказ на покупку авто по сантиметрам и наличию макияжных зеркал догадается не каждый. К тому же параметры машины из-за некорректной меры измерения запутывают потенциального исполнителя заказа.
По словам исполнительного директора Национальной ассоциации участников электронной торговли Антона Никольского, чиновники обязаны указывать в заявке не только марку автомобиля, например BMW, но должна быть написана и такая фраза: «и других аналогов». Эта фраза расширяет круг потенциальных участников тендера, в чем недобросовестные чиновники как раз и не заинтересованы.
Вологодский университет явно не нуждается в сторонних поставщиках авто. Корреспондент «Газеты.Ru» позвонил в университет и, представившись автодилером, предложил существенную скидку на покупку Volkswagen Tiguan с опциями, не указанными в заявке. Ответ оказался вполне ожидаемым. «Нам скидки не нужны. Ни о какой другой машине не может идти и речи. Однозначно нет», — ответил сотрудник этого учебного заведения.
Эксперты говорят, что эта схема позволяет привлечь к госзакупкам исключительно доверенных поставщиков, которые готовы делиться с покупателем.
«Обычно размещение заказов с подобными техусловиями может означать, что победитель тендера может быть заранее определен и эти требования пишутся специально под него. То есть другие компании не смогут принимать участие в проводимом аукционе»,
— рассказывает председатель совета директоров межотраслевой торговой системы электронных торгов (МТС) «Фабрикант» Сергей Габестро.
С этим мнением согласны и в Национальной ассоциации участников электронной торговли. По данным ассоциации, каждый 12-й рубль в процессе госзакупок уходит в карманы чиновников в виде откатов за выигранный тендер. «Начальные цены одни, а потом в результате аукциона они занижаются в среднем на 5%», — уточняет размер откатов исполнительный директор ассоциации Антон Никольский.
Сокращение числа поставщиков за счет неадекватной детализации заявки — не единственное ухищрение чиновников. В начале июня ФАС разоблачила похожую схему запутывания потенциальных поставщиков. Кстати, произошло это после публикации в «Газете.Ru». Напомним, уловка чиновников была следующей: при составлении заказа на закупку в названиях товаров использовались как английские буквы, так и русские. Разницу между «а» в русской и в латинской раскладке заметить невооруженным взглядом невозможно, то же касается букв «с», «х», «р», «у», «к», «о» и символа «0» (ноль).
Чиновники, запутывая процедуру госзакупок, даже зря страхуются, иронизирует Никольский. Дело в том, что сайт госзакупок работает плохо и уже в силу этого крайне затрудняет доступ к торгам. «Сделали сайт, вбухали кучу бюджетных денег, прозрачность обеспечили, а основной вопрос не решили. Нет нормального поиска и рубрикатора», — говорит Никольский. Потери из-за отсутствия точного поиска гигантские, считает эксперт. Цена одной и той же услуги или товара у разных поставщиков может отличаться в разы.
«Подача информации любым способом, который запутывает потенциальных участников торгов и доступен только избранным лицам, — это нарушение порядка проведения торгов», — предупреждает эксперт юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. За это грозит серьезный штраф, может наступить и уголовная ответственность.