Перевозки пассажиров в первом полугодии заметно упали. Наибольшее снижение отмечено на воздушном и железнодорожном транспорте. Перевозки на железной дороге уменьшились на 11% (до 566 млн человек), на воздушном транспорте — на 18,9% (до 18,5 млн), на автомобильном — на 4,1% (7 млрд человек), на городским электрическом транспорте — на 9% (до 4,1 млрд), на внутреннем водном — на 6,8% (до 6,8 млн человек). В целом перевозки транспортом общего пользования в России за этот период сократились на 6,2%, говорится в сообщении Министерства транспорта.
Специалисты ведомства отмечают, что во втором квартале темпы падения перевозок снизились по сравнению с первым кварталом. «В мае, а затем и в июне в целом на транспорте общего пользования наблюдалась тенденция роста объема перевозок к уровню предыдущего месяца, что связано в значительной степени с их сезонностью», — объясняется в документе Минтранса.
За полгода пассажирооборот снизился на 10,6%. На железной дороге объем пассажирооборота уменьшился на 12,2% (до 74,5 млрд пассажиро-километров), на воздушном транспорте — на 18,4% (до 45,9 млрд пассажиро-километров). Эти цифры означают, что пассажиры предпочитают теперь уменьшать дальность путешествий.
В первую очередь полученные итоги отражают последствия экономического кризиса, который привел к снижению располагаемых доходов населения. «Можно говорить о негативном влиянии этого фактора на перевозки в период зимних каникул, а также на майские праздники на всех видах транспорта, и особенно на воздушном транспорте», — объясняет аналитик CIG Андрей Рожков. Люди стали меньше путешествовать, навещать родственников в других городах, снижение деловой активности также негативно повлияло на объем командировок.
Негативную роль сыграл и рост цен на перевозки из-за падения курса рубля к доллару, добавляет начальник аналитического отдела департамента финансовых рынков «Грандис капитал» Денис Барабанов.
Падение перевозок на городском транспорте явно связано с сокращением персонала. Снижение пассажиропотока примерно соответствуют уровню официально зарегистрированной безработицы, говорит Рожков. Следует отметить, что, по прогнозам Международной ассоциации труда, к концу года количество безработных вырастет с нынешних 7,7 млн человек (10,2% от трудоспособного населения) еще на 2%. Соответственно, это отразится и на количестве пассажиров.
По окончании сезона отпусков произойдет очередной и, скорее всего, еще больший спад перевозок. Кроме того, из-за ожиданий развития кризиса россияне также будут экономить, считает директор высшей школы трейдера ГК «Альпари» Сергей Семенов.
По мнению Андрея Рожкова из CIG, экономика уже дает первые сигналы достижения дна, соответственно, во втором полугодии транспортные перевозки замедлят падение или даже начнут восстанавливаться. «Можно ожидать снижения перевозок всего на 3–5% при условии, что не будет второй волны кризиса», — считает Рожков. Барабанов согласен с тем, что ситуация будет постепенно улучшаться, но тем не менее его прогноз составляет 6–8% годового падения.
Менее оптимистичные ожидания высказал ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов: «Даже если последние месяцы этого года будут лучше показателей прошлого года, в целом 2009 год к 2008 году по объему перевозок будет меньше на 12–14%».