Президент Медведев в четверг совершает визит в Мюнхен, где проходит 11-й раунд российско-германских межгосударственных консультаций. На встрече с канцлером ФРГ Ангелой Меркель Медведев призовет немецкое руководство поддержать сделку по покупке консорциумом Сбербанка и канадской Magna 55% автопроизводителя Opel у General Motors. «Мы выскажемся в поддержку этой сделки», — подчеркнул в среду на брифинге помощник президента России Сергей Приходько.
«Президент лоббирует интересы российской экономики: это логично, тем более что речь идет о Сбербанке, который является государственным», — отмечает вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев.
Политическое лобби придется как нельзя более кстати — громкая сделка оказалась на грани срыва. Консорциум канадской Magna и Сбербанка договорился с американским автогигантом General Motors о покупке 55% акций Opel еще в конце мая. Однако закрытия сделки, намечавшейся на 15 июля, так и не произошло. Более того, GM неоднократно заявлял, что не отказался от переговоров с другими претендентами на Opel, в числе которых бельгийский инвестфонд RHJ International («дочка» американской компании Ripplewood) и китайский автоконцерн BAIC. BAIC предполагает развертывание производства в Китае, при этом китайцы также просят госгарантий. Для General Motors более выгодно предложение китайской стороны.
Во-первых, китайская BAIC обещает сохранить за GM больший пакет акций, чем консорциум Magna и Сбербанка. Во-вторых, в Китае более перспективный рынок»,
— полагает старший аналитик «Пиоглобал эссет менеджмент» Игорь Краевский.
Бельгийская RHJ предлагает за 50% с небольшим акций Opel 300 млн евро и тоже рассчитывает на гарантии правительства Германии в 3,8 млрд евро и обещает сохранить предприятия Opel в Германии.
Консорциум Сбербанка и Magna хочет получить 4,5 млрд евро гарантий и готов инвестировать 700 млн евро, рассчитывая получить 55% акций автопроизводителя — 20% и 35% соответственно. Предполагается сохранить производство в Германии и развернуть производство в России на площадках ГАЗа.
«На российскую сторону могут стать профсоюзы и правительство Германии, поскольку Россия предлагает сохранить производство в Германии, а значит, сохранить рабочие места», — считает Краевский.
А поскольку заводы Opel находятся на территории Германии, мнение правительств земель имеет большое значение при выборе инвестора. Безусловно, позиция Медведева также будет учитываться и станет серьезным аргументом в переговорах, уверен Михеев.
Скорее всего, благодаря участию президента соглашение будет достигнуто, предполагает заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. По его мнению, в российско-германских переговорах будет доминировать политическая составляющая. «Россия хочет заручиться поддержкой бизнес-кругов Германии. Немецкая элита является едва ли не главной для воздействия со стороны России в условиях неблагоприятной конъюнктуры в Евросоюзе, что продемонстрировали события вокруг Nabucco», — полагает политолог. Поэтому наверняка в ходе визита будут обсуждаться энергетические проекты — в частности, строительство Nord Stream.
Кроме этого Россия и Германия обсудят и другие вопросы торгово-экономического сотрудничества. «Готовится к подписанию кредитное соглашение между Внешэкономбанком и немецким госбанком Kreditanstalt ImpexBank Gmbh на сумму 500 млн евро», — анонсировал Приходько. Помощник президента уточнил, что это соглашение предусматривает финансирование совместных проектов российско-германского сотрудничества, в частности в области машиностроения.