В четверг, 11 июня, Госдума рассмотрит во втором чтении поправки в закон о туризме, который предусматривает увеличение финансовой ответственности туроператоров перед своими клиентами за ненадлежащее оказание услуг. Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал повышение размера гарантий с 10 млн в несколько раз в зависимости от масштаба деятельности компании. Туроператоры, оборот которых составляет до 100 миллионов, до 300 миллионов и более 300 миллионов рублей, будут страховать свою ответственность на сумму 30, 60 и 100 миллионов рублей соответственно.
Вопрос о повышении размера фингарантий был поднят летом прошлого года после банкротства одного из ведущих туроператоров на турецком и египетском направлениях – компании Detour. Тогда обнаружилось, что 10 млн рублей не хватит, чтобы выплатить компенсацию тысячам пострадавших клиентов.
Поправки в закон были приняты в первом чтении в декабре. Согласно им размер фингарантий был повышен втрое.
Второе чтение законопроекта должно было состояться в мае. При подготовке к нему документ претерпел существенные изменения: размер ответственности был дифференцирован. Максимальный установлен на уровне 100 млн, а минимальный — 20 млн рублей. «Порог в 20 млн предложили эксперты из Министерства экономики, проведя соответствующее исследование», – объясняет председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров. Но 20 млн, по его словам, это скорее исключение, сделанное для очень мелких компаний, а также для узкоспециализированных, профильных компаний: мототуризма, дайвинг-туризма.
В мае закон был вновь отправлен на доработку, и не исключено, что не в последний раз. «Позиция Минэкономразвития по поводу этого законопроекта негативная, поправки пока всего лишь одобрены комитетом, но документ могут и завернуть на повторном слушанье», — говорит председатель Клуба защиты туристов Дмитрий Давыденко.
Туроператоры также считают, что новая версия закона далека от идеала. Например, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович называет введение финансовых гарантий в 60 млн руб. «совершенно бессмысленным». «Компания с оборотом в 220 млн руб, или 5 млн евро, должна будет иметь фингарантию не в 100 млн, а в 60 млн руб., — объясняет он. — Для оператора экономия в оплате страховки составит незначительную сумму в 5 тыс. евро, но при этом защищенность туристов существенно снизится».
Но самый главный недостаток закона: он не позволяет моментально помочь туристам, попавшим в критическую ситуацию. Они могут получить деньги уже дома, но что им делать, если они оказались в беде, непонятно.
«Оптимальным вариантом был бы некоммерческий фонд под надзором федерального агентства по туризму, который мог бы в онлайн-режиме решать проблемы вроде расселения туристов, вывоза их домой, — рассуждает Давыденко. — Тот же Detour был относительно маленьким оператором, а если обанкротится кто-нибудь крупный и одновременно 20 000 туристов окажутся выброшенными в разных странах из отелей, мы получим настоящую проблему».
Российский союз туриндустрии предлагает альтернативный вариант. «Единственным способом решения проблемы является страхование ответственности туроператора по каждому отдельному договору по заранее установленным тарифам, – предлагает президент РСТ Сергей Шпилько. – В таком случае размеры финансового обеспечения будут соответствовать реальным объемам ответственности туроператоров и денег хватит при любом количестве пострадавших».
Однако все заинтересованные стороны согласны, что закон необходимо срочно принимать. «В любом случае 30 и 60 млн руб. лучше, чем 10 млн»,
— говорит Канторович. Кроме того, по его словам, АТОР внес в Госдуму поправки, предусматривающие ужесточение уголовной ответственности за работу без фингарантий.