Россия готовится поставлять газ в Китай. Вице-премьер РФ Игорь Сечин заявил, что вопрос о газовых поставках находится в стадии проработки и уже во время визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Москву, который должен состояться в июне, российская сторона представит свои предложения по этому вопросу. «Сотрудничество с Китаем в этой сфере, по нашему мнению, является большой перспективой, — заявил Сечин. — Этим сейчас занимаемся мы и наши китайские партнеры».
Эксперты уже давно говорят о том, что России надо развивать восточное направление поставок газа — это огромный, постоянно растущий рынок, где к тому же отсутствуют транзитные риски, которые возникают при поставках в Европу через территорию Украины.
Пока, правда, особой нужды у Китая в российском газе нет. При потреблении 70 млрд кубометров в год КНР добывает 70,5 млрд кубометров. Запасы Китая составляют порядка 2,3 трлн кубов. «Однако всего шесть лет назад в Китае подобная ситуация была с нефтью, китайцы ее даже экспортировали, а теперь вынуждены закупать, — отмечает аналитик ИК Financial Bridge Дмитрий Александров. —
Пока проект поставок нашего газа в Китай, что подразумевает строительство газопровода, будет реализовываться — а это займет не менее пяти лет, — собственный китайский газ будет на исходе».
Кроме того, по словам эксперта, Китай может на нашем газе еще и заработать: построив завод по сжижению газа, китайцы, переработав российское сырье, будут продавать СПГ дальше, например, в Корею.
Однако возникает вопрос, кто будет заниматься поставками с российской стороны. Для «Газпрома» восточное направление не является приоритетным, единственный проект монополии, ориентированный на Азиатско-Тихоокеанский регион, — это «Сахалин-2». В то же время у «Роснефти» в Восточной Сибири есть обширная газоконденсатная ресурсная база. По оценкам экспертов, уже в ближайшее время компания сможет добывать свыше 10 млрд кубометров в год. Кроме того,
показательно, что о поставках газа в Китай заявил именно Сечин, член совета директоров «Роснефти».
Кроме того, у этой компании огромный опыт сотрудничества с китайскими партнерами и в КНР «Роснефти» явно доверяют (судя хотя бы по кредиту в $15 млрд, предоставленному компании Китаем).
«Труба до Китая протяженностью около 3 тыс. километров, если исходить из минимальной мощности в 15 млрд кубометров в год, обойдется примерно в $6,5 млрд, — оценивает Александров. — Однако есть возможность значительно сократить расходы». С учетом активизировавшихся в последнее время российско-монгольских экономических отношений не исключено, что маршрут газопровода пройдет напрямую через Монголию. Строительство трубы до границы России и Монголии обойдется всего в $1,5 млрд, подсчитывает эксперт.
Правда, есть проблема: по российскому законодательству монопольным правом на экспорт газа обладает «Газпром».
«Роснефть» вряд ли захочет продавать свой газ монополии по внутренним ценам ($40–50 за 1 тыс. кубометров) с тем, чтобы «Газпром» затем перепродавал его за рубеж значительно дороже. Однако эксперты не исключают, что законодательство будет изменено.
«С учетом влияния Игоря Сечина, курирующего в правительстве ТЭК, а также отношений «Роснефти» с Китаем, которые носят уже стратегический характер, для компании может быть сделано исключение, — считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Российско-китайские экономические отношения вообще являются весьма плотными — кредит на $25 млрд для нас беспрецедентен, кроме того, приняты весьма важные решения — например, строительство ответвления ВСТО на Китай».
Первые предпосылки к такому повороту событий уже имеются. В частности, Федеральная антимонопольная служба внесла предложение вывести попутный газ, добываемый вместе с нефтью, из-под экспортной «юрисдикции» «Газпрома». «Конечно, попутная пропан-бутановая газовая смесь это не природный метан, однако такое предложение может стать лишь первой ласточкой в изменении экспортного законодательства», — считает Александров.