Инициатор проекта по развитию малого и среднего бизнеса — Минэкономразвития. За точку отсчета берется 2008 год, а сам проект стартует уже в этом году и закончится в 2012-м. Цель проекта — удвоение количества занятых в малом бизнесе (с 13% до 28%) и увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны с 21% до 32%, сообщил «Газете.Ru» источник в Белом доме. Реализовать намеченное власти хотят за счет бюджетных вливаний, размещения госзаказов среди предприятий малого бизнеса, снижения налогового бремени, ослабления госрегулирования и даже пропаганды предпринимательства.
Оказать поддержку малому бизнесу пообещал в апреле на Всероссийском форуме малого и среднего бизнеса премьер Владимир Путин. Он сказал о необходимости поднять порог применения упрощенной системы налогообложения по доходам вдвое: с 30 млн до 60 млн рублей в год, а также обеспечить доступ малых предприятий к госзаказам. Также премьер призвал субсидировать процентную ставку по кредитам и отменить обязанность использовать контрольно-кассовые аппараты для тех предпринимателей, которые уплачивают налог на вмененный доход. Кроме того, Путин пригрозил банкирам: власть будет «жестко увязывать» получаемые банковским сектором госресурсы с кредитованием реального сектора экономики, включая малый бизнес. Там же глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина пообещала, что примерно 60% всего ассортимента товаров и услуг по госзаказу будут закупаться у малого и среднего бизнеса, даже для Минобороны.
Не все предложения премьера нашли отражение в пилотном проекте Минэкономразвития. Впрочем, это не первый и не последний документ в антикризисной программе правительства. Согласно проекту,
на поддержку малого бизнеса правительство готово выделить в этом году 186 млрд рублей, из них 78 млрд — из бюджета,
а остальное — из внебюджетных источников. В 2010 году — 184 млрд (из них 60 млрд из бюджета), в 2011-м — 273 млрд (94 млрд), в 2012-м — 280 млрд (55 млрд). Правда, эти цифры предварительные, они могут измениться, предупреждает источник. На что именно пойдут эти деньги, источник не уточнил.
Проект предусматривает также обеспечение малого и среднего бизнеса государственными и муниципальными заказами за счет госкомпаний и естественных монополий.
В 2012 году на долю «малышей» должно приходиться до 20% от всего госзаказа.
Кроме того, малому и среднему бизнесу «будет обеспечен доступ к объектам недвижимости». Эта задача уже выполняется. Госдума приняла поправки в закон «Об ипотеке», позволяющие применять этот вид кредитования не только в сфере жилой, но и коммерческой недвижимости.
По словам источника, планируется также уменьшение издержек бизнеса от госрегулирования и снижение налогообложения. Например, будет введен особый режим статистической отчетности. Других деталей этой части плана источник не уточнил.
Начинающих, обещает МЭР, обучат азам ведения бизнеса, планируется и переобучение. Пилотный проект предусматривает даже расходы на «пропаганду предпринимательской деятельности» и «формирование институтов общественной поддержки». В 2009 году на эти цели выделят 103 млн рублей, а в 2012-м — 300 млн.
«Малый бизнес действительно нуждается в масштабной поддержке, он менее защищен, чем крупный бизнес, и в отличие от «Газпрома» работает в конкурентной среде», — говорит главный экономист УК «Капитал» Сергей Карыхалин. Однако эксперты сомневаются, что благодаря всем этим мерам правительству удастся увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны в полтора раза, как планирует МЭР. «Тем более что сейчас процесс идет в прямо противоположном направлении — присутствие государства в экономике только растет», — напоминает Карыхалин.
«Налогообложение малого бизнеса сейчас достаточно комфортно, проблема в другом: взятки и откаты в разы превышают, например, размер ЕНВД», — говорит аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. Патронаж государства в виде финансовой поддержки и гарантии по госзаказу наверняка обернется ростом коррупционных схем, опасается Кочетков. «Госзаказы госкомпаний и естественных монополий будут размещаться в фирмочках, открытых родственниками сотрудников госкомпаний», — говорит эксперт. С этим согласен и руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
«Госкомпании распределят госзаказы среди аффилированных мелких компаний, а остальным госзаказы не достанутся», — говорит представитель «Деловой России».
С другой стороны, госкомпаниям не всегда выгодно иметь дело с малым бизнесом. «Проще и дешевле заключить контракт с каким-нибудь крупным китайским производителем, чем иметь дело с 50 маломощными российскими предприятиями», — убежден Кочетков.
Правительству необходимо обнародовать четкие условия поддержки малого бизнеса в регионах, добавляет Данилов-Данильян. «Какой будет выбран критерий? Исходя из количества населения или размера доходной базы регионального бюджета или по привычной схеме — как чиновнику выгоднее?» — задает он вопрос.
Эксперты единодушны во мнении, что малый и средний бизнес нуждается не столько в финансовой помощи со стороны государства, сколько в свободе действий. «Надо избавить бизнес от избыточного сертифицирования, лицензирования и регулирования, от полчищ пожарников и прочих проверяющих», — говорит Данилов-Данильян.