В пятницу «Газпром» на международной встрече в Сочи подписал с партнерами пакет соглашений по проекту газопровода «Южный поток»: договор с Bulgarian Energy Holding о создании транзитного газопровода через территорию Болгарии и базовые соглашения о сотрудничестве с греческой DESFA и сербской Srbijagas. Как сообщается, документы устанавливают принципы взаимодействия сторон на предынвестиционной стадии проекта и определяют условия, порядок создания и механизмы работы совместных предприятий, которые планируется учредить в рамках реализации «Южного потока».
А вот с основным партнером по проекту, Италией, окончательного соглашения заключено не было. «Газпром» и итальянская Eni лишь подписали второе дополнение к меморандуму о взаимопонимании, «касающееся дальнейших шагов по реализации проекта «Южный поток». Документ был заверен главами компаний Алексеем Миллером и Паоло Скарони в присутствии премьер-министров России и Италии Владимира Путина и Сильвио Берлускони.
Это дополнение предусматривает расширение морского участка трубы с 31 млрд до 63 млрд куб. м газа в год, а также регулирует вопросы маркетинга газа в рамках проекта, сообщает «Газпром».
Договоренность с Италией является ключевым моментом встречи в Сочи. Меморандум о взаимопонимании был подписан компаниями еще летом 2007 года, и ожидалось, что в эту пятницу стороны достигнут окончательного соглашения. Но несмотря на то, что Миллер и Скарони заявили, что дополнение к меморандуму свидетельствует о твердом намерении компаний продолжать развитие проекта «Южный поток», полной определенности пока нет.
«Газпром» и Eni до сих пор не могут согласовать основные условия совместной работы. В первую очередь это касается прав на дистрибуцию: «Газпром» хочет сам продавать газ в странах-транзитерах, в то время как итальянская компания намерена получить долю в торговле газом на внутренних рынках этих стран.
Цена вопроса — от $2 млрд до $4 млрд в год, отмечает старший эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. «Итальянцы хотят слишком многого — «Газпром» обеспечивает сырье, и все основные переговоры со странами — участниками проекта вела также российская компания», — говорит политолог. Но аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков не исключает, что Eni может получить возможность продавать определенные объемы газа, который будет транспортироваться по «Южному потоку».
Второй вопрос, по которому стороны не могут прийти к консенсусу, — это полномочия SouthStream AG (совместное предприятие «Газпрома» и Eni, созданное для реализации проекта «Южный поток»).
Итальянцы хотят, чтобы СП получило контроль над газовыми станциями, которые будут закачивать газ в трубу «Южного потока», причем станции эти располагаются на территории России. «Фактически такой вариант будет нарушением нашего законодательства, так как по нему монопольным экспортером является «Газпром»,
— указывает Абзалов.
Специалисты прогнозируют, что в итоге все закончится компромиссом и стороны договорятся, так как затягивать проект не в интересах ни «Газпрома», ни Eni. Однако если Виталий Крюков полагает, что пока у Eni есть время поторговаться, так как конкурирующий с «Южным потоком» газопровод «Набукко» не опережает его (пока не решены вопросы с ресурсной базой), но, по мнению Дмитрия Абзалова, компаниям не стоит излишне тянуть время.
«Газпрому» необходимо подписать окончательное соглашение с Eni до того, как будет подписано межправительственное соглашение по «Набукко»,
— считает эксперт. — Вопрос с сырьем для «Набукко» действительно пока не решен, но «Газпрому» в любом случае нужно действовать как можно оперативнее, чтобы перестраховать возможные риски».
Сейчас идет война нервов. «Переговорные позиции компаний выглядят примерно равными, поэтому сложно сказать, кто в итоге уступит, — говорит Абзалов. — Однако соглашение так или иначе будет подписано, так как и Россия, и Италия заинтересованы в скорейшей реализации проекта «Южный поток».