Виктор Ющенко утвердил план неотложных мер по реализации проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Основная из них — переключение нефтепровода Одесса — Броды в аверсный режим. Сейчас эта труба работает на реверсе, поставляя российскую нефть (до 9 млн тонн в год) по трубопроводу «Дружба» до города Броды, а далее — до одесского терминала «Южный», откуда экспортируется в дальнее зарубежье.
Изначально система задумывалась как нефтетранспортный маршрут в обход России — по этой трубе нефть из Азербайджана должна была проходить через Грузию (порт Супсы) до «Южного», затем по нефтепроводу в Европу.
Однако проект был заморожен по причине нехватки нефти, а также потому, что отсутствовала ветка от города Броды в Польшу — на Плоцк и Гданьск.
Так и вышло, что в итоге «Одесса — Броды» стал работать в реверсном режиме. Разговоры о возврате к первоначальной идее идут уже не первый год, но теперь подготовка к переходу на аверсное функционирование перешла в практическую плоскость: в апреле 2009 года было утверждено ТЭО Евро-Азиатского коридора, согласно которому проект будет реализовываться по трем направлениям — через Польшу (север), Словакию, Чехию и Австрию (запад) и Белоруссию (юг).
Эта инициатива была негативно встречена Россией. В частности, вице-премьер Игорь Сечин еще летом прошлого года докладывал Владимиру Путину, что идея аверсного переключения «вызывает озабоченность у российских компаний, осуществляющих поставки нефти на рынки Центральной Европы, и заставляет их искать другие маршруты поставок нефти в Европу». А уже весной этого года в ходе встречи с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом Игорь Сечин заявил представителю Еврокомиссии, что поставки по трубе Одесса — Броды по прямому направлению представляют новые риски для поставок российских энергоносителей в Европу.
Правда, Виктор Ющенко распорядился «проработать вопрос об изменении на взаимовыгодных условиях маршрута транспортировки российской нефти». Предполагается, что вместо трубы Одесса — Броды нефть из России может пойти по маршрутам Самара — Великоцк — Кременчуг -— терминал «Южный» и Самара — Головашивка — Кременчуг — терминал «Южный».
Негативная реакция России, по мнению экспертов, вызвана не столько тем, что наши власти боятся потерять экспортный маршрут. Украинский президент предлагает другие маршруты, да и 9 млн тонн в год — цифра не столь уж большая.
«Кроме того, Россия могла бы воспользоваться и аверсными поставками, — говорит аналитик ИК Financial Bridge Дмитрий Александров. — Принципиальной разницы, как транспортировать нефть, для нас нет».
По мнению Александрова, Россия не хочет переключения трубы Одесса — Броды в основном из политических соображений. И в первую очередь из-за Грузии.
«Если к проекту подключится Грузия, это даст ей дополнительный источник финансирования (плата за транзит), а кроме того, укрепит ее позиции, стратегический статус транзитера,
— объясняет эксперт. — Чем больше транспортных артерий будет проходить через Грузию, тем сложнее России будет вести с ней переговоры».
«Несмотря на то что политическая обстановка в Грузии сейчас весьма нестабильна, Кремль предпочитает «держать руку на пульсе», — добавляет эксперт-политолог Московского центра Карнеги Николай Петров. — Россия вообще старается не допускать, чтобы без нее принимались какие-либо решения, связанные с транспортировкой энергоносителей, и тем более будет противодействовать любой инициативе, которая потенциально может сыграть на руку режиму Саакашвили».