«Газпром» окончательно пришел в сахалинские проекты. Как сообщил журналистам глава Роснедр Анатолий Ледовских, ведомство направило в правительство проект решения о передаче газовой монополии Киринского, Аяшского и Одоптинского блоков проекта «Сахалина-3». Общие ресурсы трех блоков проекта оцениваются более чем в 1,3 трлн куб. м газа: Восточно-Одоптинский блок – 70 миллионов тонн нефти и 30 миллиардов кубометров газа; Аяшский блок – 97 миллионов тонн нефти и 37 миллиардов куб. м газа; Киринский блок – 687 миллионов тонн нефти и 873 миллиардов куб. м газа. Кроме того, монополии переданы участки Западно-Камчатского шельфа. По словам Ледовских, Роснедра также готовят проекты решений о передаче «Газпрому» участков «Корякия-1» и «Корякия-2». «Это займет месяца 3–4», — уточнил глава Роснедр.
Руководитель ведомства особо отметил, что именно «Газпром», а не государство будет компенсировать затраты на уже проведенные работы бывшему владельцу лицензии на Западно-Камчатский шельф — компании «Роснефть».
Что касается корейской компании KNOC, которая ранее участвовала в разработке данного проекта вместе с «Роснефтью», то ее участие никто не оспаривает, и корейцы продолжат свою работу по освоению блока, теперь уже вместе с газовым холдингом.
Таким образом, можно сказать, что
в противостоянии двух госкомпаний — «Газпрома» и «Роснефти» — за ресурсы Сахалина победу одержала газовая монополия.
У «Роснефти» фактически остался только Венинский блок проекта «Сахалин-3», который она разрабатывает совместно с китайской Sinopec, а также доля в проекте «Сахалин-1», участниками которого помимо российской компании являются также Exxon Neftegaz Ltd. (30%), индийская ONGC (20%), «Роснефть» и японская Sodeco (30%). Впрочем, эксперты считают такой исход вполне логичным.
«Идет большой передел рынков сбыта между конкурирующими российскими производителями углеводородов. То, что «Роснефть» сдала «Газпрому» «Сахалин-3» и проекты на Камчатке, неудивительно.
«Роснефть» по закону не является экспортером газа, который может поставляться в будущем как в Японию (наш основной партнер в Азии по газу, пока по СПГ), так и в другие азиатские страны. И неслучайно это событие совпало с визитом Путина и Миллера в Японию»,
— говорит старший эксперт ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. Но интересы «Роснефти» в Азии тоже не остались без внимания государства — она получила выгодный проект в Китае по поставкам нефти через ВСТО, напоминает эксперт. Кроме того, по словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, «Газпром» может привлечь «Роснефть» в качестве партнёра для разработки полученных участков, ведь компания прекрасно знает их геологические условия. Помимо прочего, «Роснефти» также может быть выделена определённая компенсация в виде участков недр для разведки и разработки, говорят участники рынка.
«Создается ощущение, что государство отделяет газовый бизнес от нефтяного. «Роснефть» будет меньше концентрироваться на газовом бизнесе, в отличие от других нефтяных компаний, и больше на нефтяном», — резюмирует эксперт компании «Атон» Вячеслав Буньков.