Новые экономические условия заставили жителей всех стран пересмотреть статьи расходов и начать экономить хотя бы на развлечениях и путешествиях, свидетельствуют данные «Всемирного барометра финансового кризиса» (WIN Crisis Index), представленные участником исследований холдингом «Ромир».
Больше всего люди стали экономить на поездках в другие страны. 72% опрошенных в Исландии признались, что в начале года экономили на путешествиях. Внушительная доля жителей Японии (57%), Мексики (60%) и Аргентины (60%) либо отказались от путешествий, либо стали покупать более дешевые туры.
На вопрос «Сократили ли вы расходы на досуг?» чаще всего давали положительный ответ в США. 69% американцев стали экономить на ресторанах и кино. Ближайшая по этому показателю к США страна — Аргентина, где экономило 66% населения. Беспечнее всего живут в Катаре — экономит всего 23% респондентов. Сравнительно мало тех, кто экономит на личном досуге, в Саудовской Аравии.
Неожиданно мало экономящих на отдыхе оказалось среди россиян. Только 36% жителей России сказали, что экономили на путешествиях (мировой показатель 45%). В списке экономящих на досуге Россия (43%) вновь оказалась ближе к хвосту списка — среди не самых экономных стран.
Однако такие результаты не означают, что россияне живут благополучнее остальных — в нашей стране экономили на отдыхе и до финансового кризиса.
Россияне привыкли отдыхать в любых условиях, считает заместитель главы Ростуризма Евгений Писаревский. «Отдых в условиях кризиса для россиян — нормальное состояние. На Западе же резкое сокращение доходов привело и к серьезному пересмотру статей расходов. На туризме и развлечениях там удалось сэкономить в первую очередь», — говорит чиновник.
«В России и так небольшая часть населения путешествует. А доля развлечений в структуре расходов очень маленькая — 0,3%», — соглашается экономист аналитического департамента экономики и финансовых рынков региона EMEA ING Group Татьяна Орлова.
Однако на туроператоров кризис все же успел повлиять. «Рынок туроператоров сократился приблизительно на 20%», — констатирует аналитик УК «Альфа-капитал» Максим Симагин. Поэтому
туркомпаниям приходится подстраиваться под новые возможности потребителей. Например, по словам Писаревского, «многие туроператоры перепрофилировались с внешнего туризма на более экономный внутренний».
Отечественные рестораны также активно переходят на более гибкую ценовую политику - клиенты со средним достатком уходят в недорогой фастфуд.