Московский арбитражный суд постановил взыскать с компании «Русснефть» 5,036 млрд рублей. Таким образом, арбитраж удовлетворил иск ОАО «Самаранефтегаз» («дочка» «Роснефти»).
Предметом спора стало ООО «Западно-Малобалыкское месторождение» (ЗМБ). В ноябре прошлого года «Самаранефтегаз» обратилась в суд с требованием признать недействительной сделку по продаже ЗМБ, заключенную в 2005 году между ЮКОСом, которому тогда принадлежал этот актив, и «Русснефтью». «Самаранефтегаз» была кредитором ЮКОСа и при банкротстве последнего недополучила 5 млрд рублей.
«Дочка» «Роснефти» рассчитывает вернуть эти деньги путем продажи 50% Западно-Малобалыкского месторождения, которые принадлежат «Русснефти» (еще 50% владеет венгерская MOL).
Тогда же в качестве обеспечительной меры по процессу на эти акции был наложен арест, так как «Самаранефтегаз» заявила, что «финансовое положение «Русснефти» и планы ее руководства создают угрозу реализации данного актива».
Нынешний вердикт московского арбитража в «Русснефти» комментировать отказались, сообщив лишь, что подавать или не подавать апелляцию компания решит после того, как получит на руки полный текст решения суда.
Пока непонятно, кто и из каких средств будет платить «Самаранефтегазу». Дело в том, что
холдинг Олега Дерипаски «Базэл», хоть и заплатил, по информации рынка, за «Русснефть» порядка $3 млрд, вступить в полное право владения пока не может — нет соответствующего разрешения ФАС.
«Фактически «Русснефть» находится в подвешенном состоянии, так как до сих пор сохраняется неопределенность в отношении конечного собственника компании, — комментирует аналитик ИФГ «Капиталъ» Виталий Крюков. — Это не способствует эффективному развитию компании и интенсивной реализации ее корпоративной стратегии».
Кроме того, «Русснефть» и так имеет значительную долговую нагрузку — порядка $5,5 млрд по кредитам. А
с учетом тяжелого финансового положения Олега Дерипаски вряд ли стоит надеяться, что он выделит 5 млрд рублей из своих средств.
«Если «Русснефти» не удастся найти финансовые ресурсы, то ее доля ЗМБ может отойти «Самаранефтегазу», — считает Крюков. — Либо компании придется искать стороннего инвестора, который будет заинтересован в приобретении этой доли».
По словам эксперта, учитывая запасы месторождения (25 млн тонн нефти) и ежегодную добычу (2,5 млн тонн), 5 млрд можно назвать вполне адекватной ценой за половину ЗМБ. «Однако у «Роснефти», материнской компании «Самаранефтегаза», сейчас стабильное финансовое состояние — благодаря собственным доходам и китайскому кредиту, — говорит Крюков. — Поэтому, скорее всего, «Роснефть» будет более заинтересована получить долю в Западно-Малобалыкском месторождении».
А в дальнейшем, по мнению Крюкова, «Роснефть» может начать переговоры с MOL о выкупе ее доли ЗМБ. «Госкомпанию не устроит контроль лишь над половиной компании», — считает эксперт.