Владелец «Интерроса» Владимир Потанин больше не крупнейший акционер ГМК «Норникель»: теперь это почетное звание формально принадлежит контролируемому Олегом Дерипаской «Русалу». Правда, алюминиевая компания впереди всего на 1 акцию. Согласно материалам, направленным Потаниным в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, по состоянию на 17 апреля он являлся собственником 25% плюс 1 акция ГМК. У «Русала» же — 25% плюс 2 акции. Еще 5% бумаг компании — в руках у Алишера Усманова, 8,5% акций являются казначейскими, в свободном обращении 36,5% акций.
Еще в мае прошлого года Потанин владел около 30% бумаг никелевой компании, следует из реестра акционеров «Норникеля». Куда делись еще около 5%, в «Интерросе» не говорят, в ГМК этот вопрос также оставили без комментариев. Источник, близкий к холдингу Потанина, утверждает, что уменьшение числа бумаг связано, в том числе, с участием в buyback ГМК. «Часть из недостающих 5% Потанин действительно мог продать с выгодой для себя в ходе обратного выкупа акций ГМК, который проходил с октября по январь», — рассуждает аналитик Unicredit Securities Марат Габитов.
Тогда ГМК выкупил у акционеров 4% своих акций по цене, в 6 раз превышающей рыночную, — на общую сумму около 50 млрд рублей.
Потанину эта процедура могла позволить получить средства на освобождение своих акций, находящихся в залогах у банков, не исключают аналитики. Сейчас более 40% акций «Норникеля» находится в залоге по кредитам, привлеченным владельцами ГМК у госбанков: в ВТБ заложено около 17% акций, принадлежащих «Интерросу», в ВЭБе — блокпакет «Русала». Впрочем, эксперты не исключают и того, что
часть своих бумаг (около 3%) Потанин мог быть вынужден отдать как раз из-за того, что по кредитам, в залог которых и были предоставлены акции, наступал margin call.
Есть и еще один кандидат, который мог получить часть акций из доли Потанина, — это «дочка» ГМК ОГК-3. В прошлом году она выкупала небольшой пакет бумаг материнской компании. Кстати, в отношении этой генкомпании Счетная палата сейчас проводит проверку целевого использования средств, предназначенных для выполнения инвестпрограммы. Аудитор СП Михаил Бесхмельницын заявил в понедельник, что ОГК-3, которая выручила от допэмиссии 81,7 млрд рублей, «к реализации инвестпрограммы фактически не приступала».
ОГК-3 направила на реализацию инвестпрограммы только 8 млрд рублей, из которых освоено 1,9 млрд рублей, рассказал аудитор. Эти деньги пошли в том числе на выкуп бумаг ГМК , и в перспективе такой расклад может грозить проблемами Потанину в том случае, если сделки проходили в его интересах,
отмечают аналитики.
Пока не ясно, изменит ли такая ситуация расстановку сил в никелевой компании.
Потанин привык быть самым крупным акционером, поэтому он может попытаться вновь довести свою долю примерно до 30%, например, купив акции с рынка уже по более низкой цене перед летним собранием акционеров,
полагает Габитов. Тем более что бизнесмен недавно получил около $1,3 млрд за счет продажи 37-процентного пакета в компании «Полюс золото» Сулейману Керимову. С другой стороны, возможно, что увеличением своего пакета займется Алишер Усманов, который давно продвигает идею консолидации активов в металлургической отрасли. Впрочем, источник «Газеты.Ru», близкий к бизнесмену, рассказал, что его доля в компании не изменялась и остается на прежнем уровне – около 4%. Так или иначе, все это может привести и к новому витку конфликта владельцев компании, который и так длился большую часть прошлого года, не исключает аналитик «Атона» Ольга Митрофанова.