«Газпром» выкупил акции своей «дочки» у итальянцев. Глава российской монополии Алексей Миллер и генеральный директор итальянского нефтегазового концерна Eni Паоло Скарони подписали во вторник договор купли-продажи 20% акций «Газпром нефти». Этот пакет ранее принадлежал ЮКОСу, в ходе банкротства этой компании в позапрошлом году акции «Газпром нефти» были приобретены итальянцами. При этом с самого начала сообщалось о том, что покупка делается в интересах «Газпрома» и российский холдинг затем сможет выкупить этот пакет. Аналитики тогда отмечали, что такая комбинация нужна «Газпрому» для того, чтобы избежать претензий со стороны недовольных акционеров ЮКОСа. А теперь такой компании нет, соответственно, не будет и проблем.
Eni приобрела пакет акций «Газпром нефти» за $3,7 млрд, однако формула исполнения опциона предусматривает начисление 9,4% годовых вознаграждений, а также учет дополнительных финансовых расходов. В итоге «Газпрому» 20% «дочки» обошлись в $4,2 млрд.
Большую часть этих средств (около $3 млрд) «Газпром» привлечет у крупнейших отечественных госбанков (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк).
«Время для погашения опциона выбрано не слишком удачно, — считает старший аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. — Цена, которую заплатил «Газпром», на 63% выше рыночной цены акций «Газпром нефти». Впрочем, добавляет эксперт, выхода у монополии не было —
по условиям опциона, «Газпром» должен был выкупить пакет именно в апреле 2009 года.
«Газпром» вполне мог бы договориться с итальянцами о пролонгировании сроков опциона, возражает Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ». «У компаний хорошие отношения, с Eni вполне можно было прийти к компромиссу, — считает аналитик. — А средства «Газпрому» стоило бы направить на капитальные расходы. Тем более что сейчас эти 20% «Газпром нефти» монополии, по сути, не нужны — «Газпром» как контролировал свою «дочку», так и продолжал бы контролировать даже без этого пакета».
Впрочем, сделка хороша для имиджа «Газпрома», особенно на Западе, считает Дмитрий Баранов из «Финама»: «Она говорит о том, что компания держит свое слово».
Но, похоже, минусы сделки перевешивают этот плюс.
Только в текущем году «Газпром» должен погасить $9,5 млрд задолженностей.
«Финансовое положение холдинга не самое лучшее, хотя и не катастрофическое — как видим, банки готовы кредитовать «Газпром», — говорит Крюков. — Однако не исключены сокращения инвестпрограммы, в первую очередь мелких или долгосрочных проектов». Впрочем, от основных своих планов (таких, как разработка ямальских месторождений), по мнению экспертов, «Газпром» не откажется.
О потенциальном пересмотре инвестиционной программы руководство «Газпрома» уже говорило — оно связано со снижением спроса на газ как в России, так и в Европе, а также с постепенно падающей ценой на газ. Пока инвестпрограмма запланирована в размере $26,2 млрд, и ее сокращение, по прогнозам экспертов, может составить до $4 млрд. Оценить масштабы корректировки инвестиционной программы «Газпром» должен по итогам первого квартала.