Премьер Украины Юлия Тимошенко заявила, что Россия имеет возможность принять участие в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Хотя в понедельник на посвященной ГТС конференции в Брюсселе делегацию России буквально проигнорировали, после чего она покинула мероприятие, а российские политики сделали ряд жестких заявлений. «Да, мы знаем, что российской делегации не все понравилось, — сказала Тимошенко. — Но, возможно, России и не понравилось то, что «Шахтер» выиграл у ЦСКА. Это же не является изменой национальным интересам России, это просто победа». Теперь украинский премьер-министр заявляет, что РФ может инвестировать в газовые сети соседей.
Бурная реакция российской стороны объясняется тем, что у России есть собственные газотранспортные проекты — «Северный поток» и «Южный поток». Расширение украинской ГТС может нанести по ним серьезный удар. К тому же на все направления сразу российского газа может не хватить.
Но, с другой стороны, нынешний вариант декларации о модернизации украинской ГТС, так разочаровавший Россию, государству даже выгоден. Дело в том, что документ подразумевает переход контроля экспортной части украинской ГТС к новому оператору. А таким оператором, скорее всего, станет одна из крупных европейских компаний. Таким образом,
прекратятся проблемы с перекрытием транзита и несанкционированным отъемом газа — европейцы этого не допустят.
Пока, по документам, российский газ окончательно продается лишь на границах стран, которым он предназначен, а до этого он идет в том числе по территории Украины и считается российским. В январе 2009 года это привело к тому, что Украина, недовольная ценами на газ и схемой поставок, перекрыла транзит российского газа в Европу. Та ситуация была разрешена подписанием соглашения, по которому украинская сторона получила падающую цену на 2009 год ($360 за 1 тыс. кубометров в первом квартале с постепенным снижением до $145 в последнем), но за это должна предоставить льготный транзитный тариф ($1,7 за 1 тыс. кубометров на 100 км), а также технический газ для обеспечения транзита. Однако, пока стороны решали проблему, транзит был остановлен на две недели, и страны ЕС, оставшиеся без газа (в частности Болгария и Греция), заявили о намерении требовать компенсации. Правда, до сих пор эти требования ничем так и не увенчались. С приходом европейского оператора таких казусов больше быть не должно.
Ситуацию осложняет то, что российская монополия и сама уже давно намеревается получить доступ к украинской ГТС. Таким образом она могла бы расширить свое влияние на территории Украины, а кроме того, значительно снизить плату за транзит. В случае же прихода европейского оператора плата за транзит может вырасти. «Сейчас за транзит через территорию Украины «Газпром» платит около $2,3 млрд в год, — подсчитывает аналитик ИК «Велес капитал» Дмитрий Лютягин. —
Есть серьезные предпосылки к тому, что после прихода европейцев тарифная ставка повысится с $1,7 до $3 за 1 тыс. кубометров на 100 км (это близко к европейским тарифам). И тогда уже придется платить порядка $3,9 млрд в год».
Эта сумма могла бы быть гораздо меньше или даже вообще обнулиться, если бы «Газпром» вошел в ГТС Украины. Правда, пришлось бы инвестировать собственные средства в модернизацию сетей (по оценкам «Газпрома», это около $16 млрд). Кстати, сами украинцы рассчитывали почему-то обойтись куда меньшей суммой — $7,5 млрд. А на деле выходит еще меньше — $3,4 млрд, именно столько предложили в качестве кредита Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. «Европа готова дать кредит, который наверняка не покроет всех расходов, а после того, как он закончится, она начнет требовать безусловного выполнения всех условий по прокачке газа и возврата кредита, — отмечает аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов. —
И как раз здесь-то Россия и может оказать Украине помощь, поэтому слова Тимошенко о том, что наша страна может принять участие в модернизации украинской ГТС, можно оценить как дальновидные и верные».
Баранов также отметил, что пока положение «Газпрома» ни в чем не ухудшилось. «То, что нас пока не пригласили к данному проекту, ничего не значит, и «Газпром» как оставался крупнейшим поставщиком газа в Европу, так им и остается, — подчеркивает эксперт. — Кроме того, не факт, что ЕС будет отказываться от альтернативных путей доставки газа, поэтому все проекты остаются в силе — и «Северный поток», и «Южный поток», и даже Nabucco, который не отложен окончательно».