Организация стран — экспортеров нефти приняла решение не снижать уровень добычи по крайней мере до мая. Причем в коммюнике, составленном по итогам 152-й конференции ОПЕК в Вене, подчеркивается, что последнее решение о сокращении на 4,2 млн баррелей в сутки (принято в декабре прошлого года) выполняется всеми странами и на данный момент суточная норма добычи ОПЕК оставляет 24,8 млн баррелей.
При голосовании победила позиция Саудовской Аравии и ее сторонников, которые предлагали подождать окончательных результатов прошлого сокращения. По словам начальника отдела рыночного анализа Собинбанка Александра Разуваева, по факту добыча сократилась лишь на 80% от запланированного, и, соответственно, пока рано говорить о том, что оно не принесло пользы.
Арабские страны могут себе позволить не сокращать добычу и при нынешних ценах на нефть в отличие, например, от Ирана и Венесуэлы, экономика которых очень плотно привязана к «черному золоту» и которые поэтому больше других стран страдают от падения нефтяных котировок.
«Очевидно, страны ОПЕК решили, что пока все хорошо, ведь самого страшного сценария рецессии с тотальным обвалом рынков удалось избежать,
— говорит Разуваев. — Кроме того, сейчас растет денежное предложение, а нефть перестала падать, и, наоборот, начался отскок котировок вверх».
На решение ОПЕК нефтяные цены отреагировали умеренным снижением. По сравнению с торгами в пятницу к утру понедельника нефть марки Brent подешевела с $45,75 за баррель до $44, 36. Light sweet подешевела с $47,5 до $45, 59 за баррель.
Российские рынки открылись в «красной зоне». РТС к 11.30 потерял порядка 2%, а ММВБ — больше 1%. Азиатские фондовые рынки растут (в среднем на 1,7–2%).
Не «испугался» и рубль. Бивалютная корзина с утра в понедельник подросла до 39,45-39,5 рубля с 39,25 рубля вечера пятницы. При этом доллар прибавил менее копейки по отношению к текущему официальному курсу, евро укрепился более заметно: на 20 копеек до 45,15 рублей.
Эксперты отмечают, что реакция рынков на решение ОПЕК весьма сдержанная. «Дело в том, что у ОПЕК есть сейчас «запас прочности», — объясняет аналитик «Руськапитал» Алексей Логвин реакцию рынков. —
Никто не ожидал, что картель выполнит свое предыдущее решение (только Иран и Венесуэла не сократили добычу, как обещали), поэтому сейчас установился баланс спроса и предложения по нефти».
Нефть упала незначительно, поэтому на российском рынке это не сильно сказалось. «А рынки азиатско-тихоокеанского региона ожидают, что из-за умеренной стоимости нефти как раз смогут быстрее выйти из кризиса, поэтому там и наблюдается рост», — говорит Логвин.
На встрече картеля в очередной раз был затронут и вопрос вхождения в ОПЕК нашей страны. Россия пока не стала полноправным членом организации, однако плотно взаимодействует с ней — например, в прошлом декабре Россия поддержала ОПЕК, приняв решение о сокращении добычи на 300 тыс. баррелей в сутки. Ранее президент Дмитрий Медведев заявлял, что Россия готова вступить в организацию стран-экспортеров, а на последней встрече ОПЕК российский вице-премьер Игорь Сечин заявил, что наша страна намерена увеличивать координацию со странами картеля, в частности, принимать участие в конкретных мероприятиях, направленных на стимулирование нефтяных цен. Впрочем,
о непосредственном вступлении России в картель речи пока не идет. «ОПЕК настаивает на вхождении, но сначала мы будем изучать совместные подходы, будем постепенно двигаться к сближению наших планов в текущей системе», — отметил Игорь Сечин.
Сейчас для нас вступление в картель было бы выгодно, так как нефтедобыча в России сокращается и сама по себе, без усилий со стороны, считают эксперты. Поэтому следовать решениям ОПЕК для России будет необременительно, а вот выгоды могут оказаться очень весомыми. Ну и, наконец, эксперты отмечают, что, вступив в картель, Россия смогла бы диктовать практически любые условия западным потребителям — от условий поставок до валюты, в которой будет производиться расчет.