Россия и Венгрия создают совместное предприятие, которое займется строительством венгерского участка газопровода «Южный поток». Соответствующее соглашение было подписано во вторник в рамках российско-венгерских межправительственных консультаций главой «Газпрома» Алексеем Миллером и президентом Венгерского банка развития Яношем Ерошем. Как отметил российский премьер-министр Владимир Путин, это важный шаг на пути реализации договоренностей России и Венгрии.
«Венгрия является ключевой страной для реализации «Южного потока», — отмечает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. — К тому же эта центральноевропейская страна — один из идейных участников проекта «Набукко», конкурирующего с «Южным потоком».
Переговоры Венгрии с Россией говорят о том, что страна вполне может отказаться от «Набукко» в пользу российского проекта».
Стороны также подписали документ о строительстве крупного (не менее 1 млрд кубометров) подземного газохранилища (ПХГ) на венгерской территории. Здесь уже партнером «Газпрома» выступила венгерская нефтегазовая компания MOL. Венгрия полностью зависима от российского газа и строительство подземного газохранилища необходимо, чтобы избежать транзитных рисков и иных форс-мажорных обстоятельств, объясняет старший аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова.
«В прошлом году MOL предлагала «Газпрому» для обслуживания инфраструктуры проекта уже готовое ПХГ – истощенное месторождение на территории Венгрии, — рассказывает Шток. — Если речь идет о новом ПХГ, вероятно, прежний вариант был отметен. Видимо, из-за разногласий между российской и венгерской компаниями». При этом аналитики отмечают, что
MOL более склонна к проекту «Набукко», нежели к «Южному потоку». Именно поэтому соглашение о создании СП было заключено не с MOL, а с Венгерским банком развития.
«MOL — это частная нефтяная компания, — поясняет Мильчакова. — Один из совладельцев — австрийская OMV, которая является конкурентом «Газпрома» как контролирующий акционер «Набукко». С ней по вопросам «Южного потока» было бы сложнее договориться».
«Южный поток» должен обеспечивать поставки газа в страны юга Европы. Две ветки «Южного потока» будут проходить через Балканский полуостров в Италию и Австрию. Пропускная мощность должна составить 30 млрд кубометров газа в год, однако в последнее время активно обсуждается возможность расширения трубопровода. Это приведет к удорожанию проекта — изначально инвестиции оценивались в $10 млрд, но предположительно могут вырасти до $25 млрд.
«Южный поток» вместе с «Северным», который охватывает север ЕС, призваны в первую очередь снизить риски, связанные с транзитными поставками через Украину — уже несколько лет в начале каждого года российско-украинские газовые переговоры заходят в тупик, Россия перекрывает газ Украине, а та либо начинает несанкционированный отъем газа из транзитных объемов, либо вообще перекрывает транзит. В январе текущего года это привело к тому, что ряд стран Европы несколько дней оставались без газа.
Впрочем, Европа хочет подстраховаться не только от возможных проблем с Украиной, но и с Россией — страны ЕС по-прежнему рассчитывают на проект «Набукко». Премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань также пояснил, что не считает «Южный поток» и «Набукко» конкурентами. «Два трубопровода — это больше, чем один, а три — больше, чем два. Я сам себе советую, чтобы их было больше», — сказал он после подписания российско-венгерских документов в Москве.
Однако до сих пор непонятно, чей газ пойдет в эту трубу. Запасами, сопоставимыми с российскими, обладает только Иран, но партнерства с ним Европа старается всеми силами избежать. «Что касается других маршрутов (кроме «Южного потока — Газета.Ru) — я ничего против не имею, но
«Набукко» не уменьшает количество транзитных стран, а увеличивает его: Азербайджан, Турция, Грузия, — напомнил во вторник премьер Владимир Путин. — Но и этого недостаточно, так как наполнение «Набукко» не может быть без присоединения к проекту Ирана».
В начале февраля даже сообщалось, что Европа намерена пригласить в «Набукко» и Россию, очевидно, чтобы заставить отказаться от «Южного потока». Но нашей стране это невыгодно, и вряд ли Кремль примет предложение ЕС. Таким образом, по оценкам аналитиков, у российского проекта положение сейчас куда более выигрышное, чем у «Набукко».