Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Человек долга

Олега Дерипаску преследуют кредиторы — новые судебные претензии к «Базэлу» выдвигает Альфа-банк

Олега Дерипаску преследуют кредиторы — новые судебные претензии к «Базэлу» выдвигает Альфа-банк. Всего же долги магната достигли $28 млрд. В такую же сумму год назад журнал Forbes оценивал все состояние самого богатого человека России. Дерипаске придется расстаться с большей частью своих активов, чтобы спасти хотя бы главный — «Русал», считают эксперты.

Альфа-банк начал судебное преследование еще одного подразделения «Базэла» Олега Дерипаски — «Союзметаллресурса». Сумма требований составляет всего 15 млн рублей, но это уже третий иск банка к компаниям, входящим в холдинг. С «Русских машин» и «Главстроя» Альфа-банк ранее потребовал заплатить 158 млн и 71 млн рублей соответственно. «Мы вынуждены защищать свои интересы в суде, поскольку структуры «Базэла» не возвращают кредиты и не хотят договариваться о реструктуризации», — пожаловался предправления Альфа-банка Владимир Татарчук в интервью агентству «Интерфакс-АФИ». Общая задолженность структур «Базэла» только перед Альфа-банком, по информации на рынке, составляет около $1 млрд. Это не единственный кредитор, выступивший с претензиями к компаниям бизнесмена: аналогичные иски ранее подали ВТБ и Номос-банк.

Из-за кризиса Дерипаска превратился из самого богатого человека России в главного должника отечественного бизнеса: общая сумма его долгов — $27–28 млрд — практически равна состоянию магната в 2008 году ($28,6 млрд, по оценке Forbes). Большая их часть приходится на контролируемый бизнесменом алюминиевый гигант «Русал», чья задолженность составляет $17 млрд. Долг ГАЗа, входящего в «Русские машины», — около $1 млрд, столько же должен кредиторам «Главстрой», а задолженность «Русснефти», в процессе покупки которой находится бизнесмен, составляет $5,7 млрд.

Образованию таких больших долгов поспособствовали легкость доступа к заемным средствам в докризисный период и неадекватная оценка рисков, говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов.

«Базэл» тратил средства в основном на агрессивную скупку новых активов, а не на капитальные вложения в уже имеющиеся проекты»,

— поясняет эксперт ВТБ 24 Станислав Клещев. Только за блокпакет ГМК «Норникель» «Русал» отдал Михаилу Прохорову около $7 млрд и 14% своих акций. На эту покупку алюминиевый холдинг занял у консорциума иностранных банков $4,5 млрд. В залог кредита пошли акции ГМК: этот путь казался оптимальным для не торгующегося на бирже «Русала». Однако он оказался и самым опасным: залог обесценился, когда капитализация «Норникеля» упала в разы. Возвращать долг западным банкам за алюминщиков пришлось ВЭБу, которому и перешли заложенные акции «Норникеля».

Займы, которые могли быть взяты «Русалом» под залог экспортной выручки, также вернуть сложно: в связи с кризисом цена на алюминий упала по сравнению с летом 2008 года более чем на 60% — до $1400 за тонну.

Скорее всего, в этих условиях Дерипаска сосредоточится на спасении «Русала», с которого начиналась вся финансовая империя магната, — в ущерб остальным своим активам, считают эксперты.

Это может обернуться банкротством ряда компаний, принадлежащих бизнесмену, — «Русских машин», «Главстроя», «Союзметаллресурса» и других непрофильных активов «Базэла», не исключает Клещев. Альтернативой может стать переход заложенных активов другому собственнику, в том числе «Альфа-групп». По всем кредитам, предоставленным холдингу, есть различное залоговое обеспечение — оборудование или акции, поэтому в случае невозврата долгов компании могут поменять хозяина, говорит Парфенов. Дерипаска начал терять свои активы еще в конце прошлого года — бизнесмен продал отягощенный долгами банк «Союз», расстался с крупными долями в зарубежных компаниях Magna и Hochtief, а теперь ведет переговоры и о продаже пакета акций «Ингосстраха».

Но для спасения главного актива Дерипаски сейчас требуется огромная сумма: $8,1 млрд «Русалу» надо вернуть уже в этом году, при том, что он почти не получает выручки из-за рекордно низких цен на алюминий.

Из этой суммы, по информации газеты «Коммерсантъ», $1,8 млрд (в том числе проценты — $200 млн) «Русал» должен международным банкам (SMBC, ING Bank, Calyon, BNP Paribas, Societe Generale, UniCredit Group, Natixis, RBS), $4,8 млрд — Внешэкономбанку (проценты — $300 млн), еще $1,5 млрд — другим российским банкам (проценты — $200 млн).

«Наиболее проблемная часть долга — кредиты частных банков — российских и зарубежных, именно с ними в первую очередь должен договориться «Русал», — констатирует Клещев. Долги госбанкам менее опасны для самой компании. «В любом случае государство не допустит банкротства алюминиевого холдинга и попытается помочь стратегическому предприятию — либо предоставит средства, войдя в капитал компании, либо рефинансирует задолженности», — уверен замначальника отдела анализа рынка акций ИК «Велес капитал» Станислав Фоменко. Но это может привести к потере Дерипаской и другими акционерами «Русала» части своей собственности, которая перейдет государству.

Сам Олег Дерипаска предлагает государству в обмен на долги стать собственником не обыкновенных, а привилегированных акций холдинга, не дающих право голоса. Сейчас с помощью выпуска облигаций компания пытается заменить свои «короткие» долги «длинными» (то есть деньги, вырученные в ходе реализации облигаций на рынке, отдать банкам в счет погашения долга по кредитам). Кроме того,

опираясь на гарантии государства, алюминиевый холдинг хочет отсрочить долги до того времени, когда алюминий вырастет в цене. Однако пока прогнозы экспертов неутешительны: цены в этом и следующем году останутся на прежних уровнях, а возможно, потеряют еще 10–15% — спрос на металл падает быстрее, чем уменьшается предложение из-за сокращения производства.

Помочь выйти из этой ситуации «Русалу» может снижение издержек, полагает Парфенов: несколько лет назад алюминщикам приходилось сталкиваться и с более худшей ценовой конъюнктурой. Алюминщики уже объявили о сокращении издержек на 34%, персонала — на 5%, перенесли сроки реализации своего самого масштабного инвестпроекта — БЭМО и резко снизили затраты на научно-исследовательскую деятельность, закрыв ряд институтов. Но Дмитрий Скворцов из Банка Москвы считает, что без улучшения ценовой конъюнктуры это не поможет. «Если учесть возросшую себестоимость производства, с такой низкой рентабельностью российские алюминиевые заводы не работали никогда», — объясняет эксперт.

Новости и материалы
В Госдуме рассказали, как Россия ответит на агрессию НАТО
Названы страны, которые больше всего пострадают от прекращения транзита российского газа
Сийярто рассказал об отношении администрации Байдена к контактам с Венгрией
Байден утвердил оборонный бюджет США на 2025 год
Тестирование детей мигрантов на знание русского начнется весной
В России раскрыли причины упадка западной цивилизации
Ремонт вагонов с 1 января подорожает выше ожиданий
Бойцы СВО начали использовать оптоволоконный дрон «Гортензия»
В Венгрии заявили о готовности сотрудничать с Россией в неподсанкционных сферах
Жителя Донецка лишили гражданства РФ за попытку связаться с СБУ
В России с 1 октября 2025 года повысят военные пенсии
Врач объяснила, как понять, что у вас «легкий ковид»
Запустившую в банке фейерверк женщину обманули мошенники на 2,5 млн рублей
Врач перечислил симптомы эхинококкоза
Япония усилит контроль за криптовалютами в связи с кражей биткоинов
Создатель Индекса Мишек сообщил о резком подорожании одного продукта
Рост цен на квартиры в Подмосковье резко замедлился
В Роскачестве рассказали, где чаще всего выявляли контрафакт в 2024 году
Все новости