Закон, который обяжет госорганы и органы местного самоуправления отчитываться перед российскими гражданами, был принят Госдумой 21 января в окончательном третьем чтении. Он описывает процедуру подачи запроса и ответа на него, а также впервые устанавливает обязательный доступ к такой информации в электронной форме. Это значит, что всем государственным органам надлежит обзавестись своими официальными сайтами и открыть их для неограниченного доступа. Впрочем, принцип открытости информации не распространяется на сведения, составляющие государственную или служебную тайну.
Предоставляться информация будет как бесплатно, так и за деньги, если для этого потребуются траты по изготовлению копий документа или почтовые расходы. Заплатить придется и в случае, если ответ на запрос будет превышать определенный лимит, например 24 листа бумаги. «Это будет единая цифра для всех органов власти», — отмечает директор Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей Шаров.
Чиновников, которые не следуют букве закона, обещают облагать штрафами или даже запрещать работать на своей должности. Для этого будут введены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, заявил Шаров.
«Эти поправки предусматривают наказание как за неправомерное раскрытие, так и за закрытие информации. Это и штрафы, и запрет на профессию до трех лет»,
— пояснил он. Контролировать, обеспечивается ли доступ к данным, поручат уполномоченным должностным лицам госорганов и органов местного самоуправления.
«Это долгожданный закон. Он разрабатывался и принимался в течение почти 18 лет.
Судя по тому, когда он был принят, можно говорить, что власти его хотят использовать в качестве инструмента борьбы с коррупцией»
— говорит директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер. «Принятие закона — попытка регламентировать взаимоотношение чиновника и простого гражданина, что, конечно, является правильной инициативой», — отмечает депутат Государственной думы РФ от «Справедливой России» Иван Грачев.
Однако эксперты сомневаются, что закон станет действенным орудием повышения прозрачности органов власти. Обойти его и остаться безнаказанным, по их словам, будет очень просто. «Многочисленные недостатки не позволят гражданам получить полную и исчерпывающую информацию от государственных органов», — с сожалением констатирует Рихтер.
Прежде всего, перечень информации будут определять сами госорганы. Также обязательных требований к раскрытию информации почти нет. «В законе определено право граждан участвовать в заседании любого коллективного органа. Однако, как будет реализовано это право, решает сам орган. Естественно чиновнику проще пригласить на собрание своего брата, нежели простого гражданина», — отмечает Рихтер. «Да и контроль над соблюдением закона возложен на сами госорганы, хотя ранее обсуждалось, что это должен быть какой-либо независимый совет», — продолжает эксперт.
«Закон уже на старте был фактически бесполезным. Чиновник всегда может себя ограничить формальной отпиской, а посему эффект от него близок к нулю», — резюмирует Грачев.
«Все это сродни Общественной палате — да, инициатива неплохая, но законом нельзя заменить парламент и столкновение мнений в нем. Только этот механизм может гарантировать ответственность власти, чиновника перед гражданином. Должна быть правильно устроена система, а неправильную систему нельзя заменить просто каким-либо законом», — подчеркивает депутат.