Государство решило, что поддерживать в тяжелых кризисных условиях нужно все-таки не только сырьевиков. «Нам необходима многосторонняя система поддержки промышленного экспорта, прежде всего в таких конкурентоспособных областях, как космос, атомная энергетика, авиа- и судостроение», — объявил вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по экспортному контролю в понедельник. Под поддержкой вице-премьер понимает «наряду с мерами экономического и политического характера» совершенствование «процедур таможенного оформления экспорта», «системы управления рисками», «информационного взаимодействия ведомств».
Одна из главных функций будет возложена на Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АСЭКИ). Эта дочерняя структура госкорпорации «Внешэкономбанк» (ВЭБ) может появиться в 2009 году, сообщила замначальника управления поддержки экспорта ВЭБа Елена Новосельская на круглом столе «Страхование экспортных кредитов в России и за рубежом». Агентство целесообразно создать на базе Росэксимбанка, входящего в ВЭБ, считает и зампред ВЭБа Петр Фрадков. При этом
оно будет страховать не только экспортные кредиты и российские инвестиции за рубежом, но и иностранные инвестиции в Россию.
Экспортные кредиты выдаются иностранным предприятиям или странам, чтобы те приобрели на них товар государства, предоставляющего кредит. Государственное страхование экспортных кредитов позволяет привлечь покупателя выгодными условиями поставки. Например, ему можно предоставить более длительную рассрочку.
Этот инструмент широко используется на Западе. «Россия в плане механизмов страхования экспортных сделок отстает от многих стран. Конечно, поддерживать его необходимо было уже давно»,
— считает эксперт Экономической экспертной группы Дмитрий Соболев.
До обвала нефтяных цен помогать промышленным экспортерам не спешили. Вопрос о создании агентства по страхованию экспортных кредитов поднимался еще при подготовке закона о создании госкорпорации «Внешэкономбанк», однако тогда правительство отклонило это предложение, подчеркнула Новосельская.
То, что экспорт машин и оборудования в товарной структуре нашего экспорта в январе — октябре 2008 года занимал 2,5%, что даже меньше, чем за тот же период 2007 года (3%), одновременно и причина такого небрежения нуждами несырьевиков, и его следствие.
«В этот показатель входит и экспорт вооружения», — уточняет генеральный директор Центра макроэкономических исследований и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Абрамова. Его мы поставляем в зарубежные страны, дополняет Соболев, машины идут в основном в страны СНГ. Основная же доля экспорта, по-прежнему, за топливно-энергетическими товарами — 73%.
Повышенное внимание промышленные экспортеры обрели в рамках так называемого «плана 7 ноября» — второго пакета правительственных мер по борьбе с финансовым кризисом в России. Он предусматривает и еще один вариант их поддержки: увеличение субсидирования на уплату процентов по кредитам, полученным для производства продукции на экспорт. Так что
внимание к высокотехнологичному экспорту может стать одним из положительных последствий кризиса. С этим, по мнению экспертов, мы еще не совсем опоздали.
«Сейчас, когда из-за кризиса кредитование стало дорогим и труднодоступным, это своевременная мера», — уверена Абрамова. «Сейчас это более актуально, — соглашается Соболев. — У поставщиков вооружения, главные покупатели которого — страны Азии, Африки, Латинской Америки, появляются геополитические риски, риски платежеспособности. Для всех возросли риски, связанные с валютным курсом».
Впрочем, качественного скачка в структуре нашего экспорта ждать не стоит. К тому же речь, как подчеркивают эксперты, идет об узком круге отраслей. «Данная мера направлена не на поддержку экспорта товаров массового потребительского спроса, типа легковых машин, спрос на которые сильно колеблется, а сейчас падает и страхованием здесь особо не поможешь. Ее
задача — поддержать лидерство в тех очень специальных отраслях, в которых у нас уже есть преимущество: вооружение, атомные технологии»,
— говорит Соболев.