В апреле 2009 г. изменится формат доступа абонента к услугам междугородной и международной связи. Об этом сообщает Министерство массовых коммуникаций и связи. Как отмечается в проекте, префикс, который нужно набрать после традиционной «восьмерки», станет четырехзначным. Первые две цифры префикса – 1 и 5, последние две (от 00 до 99) будут зависеть от оператора. В сообщении говорится, что в обсуждении проекта принимали участие не только те компании, которые уже предоставляют услугу дальней связи, но и «те, которые только выходят на рынок и ждут документ, чтобы предоставлять подобные услуги, — МТС, «Мегафон», «Вымпелком», ОСС, «Опти-телеком».
«МТС заинтересована в получении кодов доступа для оказания услуг дальней связи, так как это позволит нам оптимизировать качество и стоимость услуг по междугородним и международным звонкам», — сказала корреспонденту «Газеты.Ru» пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. Представители «Вымпелкома» отказались от комментариев. Недоступны для комментариев оказались и представители «Мегафона». Не стали разъяснять свою позицию и в министерстве.
С 1 января 2006 г. в России произошла демонополизация услуг дальней связи. Для того, чтобы воспользоваться услугами того или иного оператора, нужно было после «восьмерки» набрать специальный двузначный код – от 51 до 59. Помимо монополиста – компании «Ростелеком», коды доступа получили еще шесть компаний – «Синтерра», «Голден Телеком», «Транстелеком», «Эквант» (ныне Orange Business Systems), «Транстелеком», «Межрегиональный транзит телеком» (МТТ) и «Комстар-ОТС». В феврале 2008 г. к ним добавился «Арктел», известный преимущественно как оператор IP-телефонии.
На оставшиеся коды претендовали еще более 20 компаний, получивших лицензию на оказание таких услуг.
Абонент услуг дальней связи в России может выбирать оператора заранее – такой способ называется pre-select. Потребитель также может выбирать его при каждом звонке – набирая код того оператора, который ему нравится (так называемая модель hot-choice). Корпоративные клиенты обычно используют первую модель – так как услуги дальней связи часто идут в «пакете» с услугами местной телефонии и интернетом.
Также в проекте приказа министерства говорится, что те коды, которые уже выданы игрокам, сохранятся на период реконструкции – до апреля 2009 г. «Для МТТ такое решение министерства приведет к дополнительным затратам на рекламу нового порядка набора номера», — сказал корреспонденту «Газеты.Ru» директор по связям с общественностью компании Кирилл Ладыгин. «Мы приветствуем решение министерства, так как считаем, что оно ведет к дальнейшей либерализации и демонополизации рынка дальней связи», — в свою очередь отметила пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская.
Игроки рынка не считают, что это решение приведет к его переделу. «Основные игроки уже определились», — считает пресс-секретарь «Ростелекома» Иван Ким. «Такая услуга могла бы быть востребована, например, интернет-провайдерами, однако выход на рынок потребует значительных вложений в маркетинг и организацию соответствующих подразделений», — считает Ладыгин из МТТ. «Не стоит ожидать, что уже с апреля 2009 г. много компаний придут на новый рынок, — считает пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская. — Предоставление услуг дальней связи населению — низкомаржинальный бизнес». К тому же, по словам Невской, перед тем, как получить коды, компаниям необходимо построить свою сеть по всем регионам России. «Развертывание сети обошлось «Комстару» в $14 млн, оно продолжалось с сентября 2007 по февраль 2008 г., а коды были получены лишь в июле 2008 г», — рассказала пресс-секретарь «Комстара».