ОАО «РБК Информационные системы» в своей официальной отчетности по российскому стандарту бухгалтерского учета (РСБУ) сообщило, что понесло убытки в размере 415 млн рублей за девять месяцев 2008 года, сообщает «Прайм-ТАСС». Для сравнения, в течение первых трех кварталов 2007 года чистая прибыль компании составила 28,3 млн рублей. По официальной версии, возникновение убытка произошло из-за роста расходов — с 901 млн руб. в 2007 году до 3,1 млрд руб. в 2008 году.
Представители РБК оказались не доступны для комментариев.
Ситуация, которая сложилась вокруг РБК, является знаковой для всего медиарынка, и сейчас эксперты и игроки рынка пытаются понять, обусловлены проблемы холдинга финансовым кризисом или стратегией компании. Холдинг РБК давно считался одним из крупнейших и динамично развивающихся игроков на рынке медиа и информационных технологий. Резкий взлет ресурса начался в кризис 1998 года, когда сайт РБК размещал в открытом доступе информацию о кризисе, заявления властей и основных игроков рынка.
В 2002 году РБК первым провел публичное размещение своих ценных бумаг (IPO), продав 16% своих акций за $82 млн. В 2004–2007 годах проходили вторичные размещения бумаг компании. В конце 2006-го ресурс объявил о широкомасштабной программе вложения в «неделовой сегмент» — предполагалось инвестировать $120 млн в развитие развлекательных сервисов, онлайн-гейминга и др.
В начале 2008 года капитализация холдинга составляла около $1,5 млрд.
Холдинг РБК первым из российских медиакомпаний отреагировал на финансовый кризис. Капитализация холдинга, по данным «Российской торговой системы» (РТС), сократилась с $1,06 млрд в начале августа 2008 г. до $196 млн в начале ноября 2008 года.
Эксперты неохотно комментируют данную отчетность РБК. «Отчетность по РСБУ не очень репрезентативна, — сказал «Газете.Ru» один из экскпертов. — К тому же у РБК сложная структура, и в этой отчетности не выделены данные дочек холдинга».
Однако ряд экспертов считают, что нынешние проблемы холдинга связаны не столько с его оперативной деятельностью, сколько с активностью на фондовой бирже. «Сообщение компании об убытках от игры на фондовом рынке подрывает доверие к акциям компании и вызывает падение капитализации», — рассказал «Газете.Ru» аналитик УК «Уралсиб» Константин Белов. «Поскольку руководство компании играло на бирже и вкладывало туда значительные средства, падение рынка почти на 85% не могло не сказаться на финансовых показателях компании», — говорит руководитель отдела анализа рынка акций ИК «Велес-Капитал» Илья Федотов. По его оценкам,
размер публичного долга компании составляет не менее $200 млн.
При этом уже в ноябре 2008 года РБК должен был вернуть $45 млн Barclays Capital Bank.
В конце сентября стало известно, что компания сократила более сотни человек в разных подразделениях — около 5% персонала. Сокращения прежде всего коснулись онлайн-служб, в частности интернет-версии газеты «РБК daily». Кроме того, еженедельный журнал Autonews преобразовали в ежемесячный каталог. Опасаясь снижения рекламных поступлений, холдинг РБК с помощью таких мер надеялся показать хорошую рентабельность по итогам года. Гендиректор РБК Юрий Ровенский тогда отмечал, что «любой кризис заставляет задуматься, насколько разумно используются персонал и некоторые службы».
Сейчас, в разгар кризиса, у компаний, столкнувшихся с проблемами, два пути — попросить денег у государства или ему же продаться. Тому, кого еще имеет смысл спасти, государственные деньги выдает ВЭБ. Других покупают близкие к государству структуры, иногда за символические деньги. Например, ОАО РЖД и АЛРОСА приобрели банк «КИТ Финанс» за 100 руб.
Судя по всему, РБК в данный момент пытается понять, какой вариант будет наиболее оптимальным. Например, компания ищет деньги для реструктурирования краткосрочных долгов. Помимо этого рассматривалась возможность продажи части бизнеса холдинга. Однако официально гендиректор РБК подчеркивал, что речь идет об активах, не связанных с деловым направлением, и в качестве примера называл издательство «Салон-пресс». Основные акционеры, как он тогда говорил, рассматривали и другие варианты, в числе которых допэмиссия или привлечение стратега. Но окончательное решение так и не было принято.
В конце октября появилась информация, что РБК ведет переговоры о продаже миноритарного пакета с холдингом «Газпром-медиа». Поговаривали, что компании даже подписали соглашение об эксклюзивности, которое подразумевает, что
РБК в ближайшее время будет вести переговоры о продаже только с «Газпром-медиа».
Руководители «Газпром-медиа» и холдинга РБК эту информацию опровергали. Вместе с тем представители «Газпром-медиа» отмечали, что сделки еще нет, но решение может быть принято до конца года. Участники рынка в комментарии «Газете.Ru» отмечали, что предложения купить 20–30% получали от акционеров РБК многие игроки медиарынка.
Судя по всему, после информации о таких убытках холдингу придется ускорить переговоры о продаже бизнеса. «РБК — привлекательный актив для государственных или квазигосударственных компаний, так как, например, РБК-ТВ не имеет конкурентов в России, да и бумажное издание («РБК Daily» — «Газета.Ru») приобрело популярность», — считает Федотов из «Велес-Капитала».