Идея создать «газовую ОПЕК» начинает воплощаться. Катар, Россия и Иран договорились сотрудничать при заключении экспортных контрактов на газ. Можно считать, что большая газовая тройка сформирована, заявил председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер после переговоров с представителями Катара и Ирана. В свою очередь,
глава министерства нефти Ирана Голамхоссеин Нозари употребил именно формулировку «газовая ОПЕК».
Он также отметил, что три страны договорились о формировании специального комитета из представителей Ирана, России и Катара.
Напомним, что именно Иран — главный инициатор создания газового картеля. Его идею в свое время поддержал Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (в совет входят представители Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ), однако до конкретных действий дело не дошло. Одна из причин в том, что главные потребители газа — США и ЕС — резко протестуют против этого проекта, опасаясь монополии на рынке.
Примечательно, что и Россия не торопилась принимать предложение Ирана. Российские власти неоднократно говорили, что не намерены создавать организацию, подобную ОПЕК. Например, в июне этого года заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев сообщал об отказе от этой идеи. Две недели назад заместитель главы МИД РФ Андрей Денисов косвенно подтвердил эту позицию, сообщив, что в рамках Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) не рассматриваются варианты сотрудничества по типу Организации стран-экспортеров нефти.
Впрочем, участники рынка считают, что пока рано говорить о формировании газового картеля.
«Страны-экспортеры газа пока еще не сообщили, по какой схеме они будут корректировать цены на газ», — указывает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток.
По словам Штока,
отсутствие единого мирового рынка газа делает довольно сложным координирование действий стран-экспортеров по контролю над объемами добычи и ценами на газ.
«Пока инициативу России, Ирана и Катара можно рассматривать скорее как подготовительное мероприятие, которое, тем не менее, действительно может предшествовать созданию газового картеля по модели ОПЕК, — считает эксперт Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов. — ОПЕК является четко оформленной структурой с общими интересами стран-участников, в то время как в газовой отрасли интересы игроков зачастую пересекаются — например, в проекте Nabucco, альтернативном российскому проекту транскаспийского газопровода, планируется использовать именно иранский газ». Таким образом, в настоящее время, по словам Шатилова, происходит лишь вырабатывание единой позиции стран-участников будущей газовой организации. «В период глобального финансового кризиса объединение поможет укрепить позиции, как России, так и Ирана и Катара», — считает политолог.
Эффективность такого картеля, по мнению отраслевых экспертов, если в него не войдут новые члены, пока будет невысокой. «Несмотря на то, что три страны обладают огромными запасами газа, координировать свои действия на газовом рынке им будет очень непросто. Россия в основном поставляет газ по трубопроводам. Катар осуществляет поставки СПГ. Иран сейчас и вовсе вынужден импортировать газ — страна договаривается о поставках «голубого топлива» из Туркмении. Таким образом, пока не ясно, как три страны планируют сотрудничать», — говорит эксперт.
Впрочем, в долгосрочной перспективе, по мнению эксперта, шансы у такого картеля все же есть.
«Иран в ближайшем будущем нарастит объемы добычи газа, который он планирует экспортировать преимущественно в виде СПГ. Россия также уделяет проектам СПГ повышенное внимание. В итоге в перспективе картель может стать влиятельнейшем игроком на рынке СПГ», — прогнозирует Шток.
Такая перспектива вряд ли понравится Европе и США.
По словам Шатилова, несмотря на то, что до создания «газовой ОПЕК» еще далеко, Запад будет крайне недоволен даже уже предпринятыми шагами. «В ближайшее время стоит ожидать давления со стороны США и стран Европы, в первую очередь Великобритании, — предупреждает Шатилов. – Первой целью, скорее всего, окажется Катар — у американцев и англичан сильные позиции в этой стране». Реакция Запада достаточно предсказуема, ведь вслед за первой «газовой тройкой» в новую организацию могут войти и другие страны, и тогда уже функционирование этого союза неизбежно выльется в создание картеля.
Однако произойдет это не сразу. «Государства-члены ОПЕК будут рассматривать возможность своего участия в газовом картеле, однако сначала займут выжидательную позицию, — прогнозирует Шатилов. — Для начала им необходимо будет оценить эффективность деятельности нового образования, а также выяснить, насколько жесткой будет реакция США и Европы».