В интервью BBC исполнительный директор Microsoft Стив Балмер сравнил свою компанию с библейским юношей Давидом, а своего заклятого конкурента Google с Голиафом и выразил сожаление, что в свое время Microsoft упустил интернет, начав вкладывать деньги в поиск на несколько лет позже, чем Google.
Глава Microsoft особенно обеспокоен лидерством Google на рынке онлайн-рекламы:
«Мы упустили не столько технологию, сколько недооценили саму рекламную модель».
По его мнению, Google будет конкурировать с Microsoft и на ключевом для его корпорации рынке программного обеспечения. Первый шаг уже был сделан — на прошлой неделе в США поступил в продажу первый смартфон на базе операционной системы (ОС) Google Android. Хотя, в отличие от Windows Mobile, данная платформа бесплатная, Балмер уверен в успехе собственной ОС, так как она не привязана к одному телефону: «У Google только один производитель телефонов, у нас их 55, трубка с Android доступна только через одного оператора, смартфоны Windows Mobile — через 175».
Скептицизм Балмера пока что оправдывается — на этой неделе появились сообщения, что производители телефонов LG, Samsung и Sony Ericsson выпустят собственные «гуглофоны» не ранее второй половины 2009 года. По мнению ряда аналитиков, первому телефону на Android от компании HTC пока будет трудно занять хорошую нишу на рынке.
Глава Microsoft также заявил, что Google готовит и прямого конкурента Windows для полноценных компьютеров, разрабатывая ОС на основе браузера. Скорее всего, Балмер имел в виду браузер Chrome, «заточенный» под работу с онлайн-сервисами Google Docs & Spreadsheets, его бета-версия вышла 2 сентября 2008 года. Следует отметить, что в Google о намерении разработать собственную ОС никогда не говорили.
Сейчас одна из главных идей IT-индустрии заключается в том, что в будущем на компьютер будет устанавливаться максимально простая ОС и браузер, а все программы будут запускаться через удаленные сервера в интернете, там же будут храниться и данные пользователя. Именно в этом направлении планирует действовать софтверный гигант.
Балмер заявил, что уже через месяц Microsoft представит новую ОС под названием Windows Cloud, оптимизированную под такой принцип работы.
Больше всего удивляет в этом заявлении срок выпуска нового продукта — как правило, на разработку новой версии Windows у корпорации уходит по несколько лет. Видимо, глава Microsoft cлукавил: по данным интернет-издания Vnunet.com, речь идет не о новой ОС, а только об интеграции платформ Windows Server и Elastic Compute Cloud (EC2), разработанной Amazon. Программа EС2 уже сейчас доступна пользователям, с ее помощью они могут за определенную плату использовать ресурсы удаленных компьютеров для запуска своих приложений.
Так что речь идет лишь о новой возможности, встроенной в Windows.
Еще в августе в Microsoft заявляли, что разрабатывают операционную систему Midori, оптимизированную для работы с сетевыми приложениями. Речь шла об инкубационном проекте, сроки выхода новой системы не сообщались. В российском офисе Microsoft не знают, существует ли связь между Midori и Windows Cloud и что именно нового будет в этих ОС.
Действительно, развитие онлайн-сервисов превратилось в тренд, хотя сейчас они предоставляются в основном на корпоративном рынке. Среди таких массовых программ помимо электронной почты можно отметить проект Docs & Spreadsheets от Google, который представляет собой онлайновый аналог пакета Microsoft Office. В ответ Microsoft запустила сервис Office Live Workspace — интернет-дополнение к пакету Office. Проекты Midori и Windows Cloud свидетельствуют о том, что Microsoft не хочет повторять ошибки и снова отпускать в отрыв Google, как это произошло на поисковом рынке.
Эксперты считают, что Microsoft будет трудно нанести серьезный урон Google. Директор пресс-службы ИК «Финам» Владислав Кочетков отмечает, что в борьбе за интернет Microsoft проиграла Google прежде всего по кадрам:
%поисковый гигант не только успел скупить лучших специалистов — многие сотрудники переходили из Microsoft в Google.
Кроме того, в корпорации Била Гейтса в свое время царила эйфория из-за легкой победы над браузером Netscape, когда его удалось вытеснить с рынка, установив Internet Explorer в Windows. «В Microsoft надеялись, что с Google и Yahoo будет тоже самое», — констатирует эксперт.
В плане сетевых приложений не существует однозначного отставания Microsoft от Google, но философия последней компании гораздо ближе пользователю, полагает Кочетков. Google предоставляет бесплатные сервисы и зарабатывает на рекламе, в то время как Microsoft делает деньги именно на продаже ПО и услуг. «Похоже, что корпорация не будет отказываться от этой модели, так как в случае с Windows Cloud и EC2 также идет речь о платной услуге», — предполагает эксперт.