Индийское правительство сообщило, что в Индии будет разработан ноутбук стоимостью $100, предназначенный для студентов высших учебных заведений. Правда, ранее министр образования страны Дагубатти Парандесвари неоднократно заявлял, что цена индийского лэптопа составит всего $10. Разработкой компьютера занимаются Индийский институт технологий в Бангалоре и научный институт в Ченнае (Мадрас). Какие комплектующие будут использованы в ноутбуке, пока неизвестно. Сообщается также, что одновременно правительство Индии ведет разработку дешевых устройств доступа к интернету с низким энергопотреблением.
Сейчас сверхдешевые ноутбуки («нетбуки», «субноутбуки») — наиболее быстро растущий сегмент компьютерной индустрии. По прогнозу IDC, их продажи вырастут с менее чем 0,5 млн в 2007 году до 9 млн в 2012-м. В Intel полагают, что уже
к 2011 году поставки нетбуков достигнут 40 млн.
Тем не менее, по данным исследовательской компании Gartner, ноутбуки за $100 появятся на рынке не раньше, чем через три года. К примеру, ноутбук XO, разработанный организацией OLPC (One Laptop Per Child, «ноутбук каждому ребенку»), сейчас стоит $188, хотя целью проекта было создание лэптопа за $100.
Действительно, цена в $100 стала ключевой при создании таких компьютеров. Поэтому многие компании, часто из рекламных соображений, пытаются выпустить ноутбук именно такой стоимости или даже меньше. Например, китайская компания Jointech представила нетбук J7100, цена которого составляет всего $99. Внешне он копирует дизайн популярного нетбука Asus Eee PC, однако он гораздо скромнее по возможностям. J7100 имеет 7-дюймовый дисплей с разрешением 800×480 пикселей, базируется на чипсете от Samsung, оборудован всего 64 Мб встроенной памяти и 64 Мб оперативной памяти, есть VGA-выход и три USB-порта. В качестве операционной системы используется WinCE 5.0.
Таким образом, добиться цены в $100 все-таки возможно, но за счет сильного ограничения функциональности компьютера.
О функциональности индийского ноутбука пока ничего не известно. Правительство также не комментирует вопрос о том, будет ли включать его цена государственную субсидию.
Пионерами в создании нетбуков были OLPC и Intel (Сlassmate PC), которые собирались продавать свои компьютеры в развивающиеся страны в рамках образовательных программ. Однако затем выяснилось, что
подобные модели также востребованы среди продвинутых пользователей.
Аналитик IT Research Дмитрий Шульгин рассказал «Газете.Ru», что нетбуки чаще всего покупают в качестве второго компьютера для работы с документами и воспроизведения аудио и видео во время поездок. Спрос на дешевые мини-ноутбуки был всегда, но только в последнее время производители обратили внимание на этот сегмент, констатирует эксперт.
В России нетбуки представлены двумя моделями Asus (Eee PC 700 за 10-11 тыс. руб. и Eee PC 900 за 13-16 тыс. руб.) и брендом Cameron, принадлежащим розничной сети «Эльдорадо» (10-11 тыс. руб.). Кроме того, скоро в «Техносиле» появится китайский нетбук MSI Wind, с производителем которого ритейлер заключил эксклюзивное соглашение.
Российские власти также проявляют интерес к данному рынку. В марте тогдашний глава Мининформсвязи Леонид Рейман заявил, что к осени 2008 года в России будет разработан собственный бюджетный ноутбук стоимостью $400.
Однако переоценивать потенциал нетбуков не стоит. По мнению Шульгина, главная их проблема — в недостаточных размерах экрана и клавиатуры, которые создают неудобства в работе. Следовательно, нетбуки останутся нишевым продуктом, предназначенным для тех, кому нужен легкий портативный компьютер в дорогу.