«Норникель» может получить нового генерального директора — главу агентства по туризму, выходца из Петербурга, бывшего сотрудника КГБ Владимира Стржалковского. Компания только что сменила руководителя: 21 июля на место Дениса Морозова пришел ставленник одного из акционеров компании — «Интерроса» Владимира Потанина — Сергей Батехин, избранный на недавнем совете директоров ГМК.
Теперь тот же «Интеррос» предлагает нового кандидата — Владимира Стржалковского, человека, как считается, близкого к премьеру Владимиру Путину. «Данное назначение поможет создать оптимальный баланс интересов акционеров компании», — объясняют свою новую инициативу в «Интерросе».
Потанин уже начал консультации по этому поводу с другим акционером ГМК — «Русалом» Олега Дерипаски.
В «Норникеле» «Газете.Ru» подтвердили информацию о возможной смене гендиректора, отмечая, что внесение этого вопроса в повестку заседания совета директоров 8 августа — вопрос уже чисто технический.
Экспертам отрасли новый кандидат в директоры оказался, мягко говоря, не знаком. «Эту фамилию я слышу впервые», — удивляется Евгений Рябков из «Антанта ПиоГлобал». «Стржалковский вряд ли обладает достаточной компетенцией в металлургии, будучи выходцем из сферы туризма», — отмечает эксперт Собинбанка Николай Сосновский.
Поэтому, считают аналитики,
нынешний глава Ростуризма станет, скорее, своеобразным наблюдателем от власти в компании, уже более полутора лет раздираемой противоречиями между акционерами.
Конфликт вокруг крупнейшей в мире никелевой компании, напомним, начался еще в январе прошлого года, когда ГМК не смогли поделить между собой его акционеры Михаил Прохоров и Владимир Потанин. Потом в дело вмешался «Русал», купивший у Прохорова блокпакет акций компании, и конфликт продолжился с новой силой уже между ним и владельцем «Интерроса».
Возможно, Стржалковский в качестве своеобразного представителя государства сможет стать компромиссной фигурой для акционеров ГМК. «Во всяком случае, Олег Дерипаска вряд ли сможет возражать против такого назначения, учитывая влиятельную позицию Стржалковского в Кремле», — говорит эксперт Собинбанка. По мнению аналитика,
инвесторов, особенно иностранных, вряд ли порадует такой вариант прихода государства в частную металлургическую компанию.
Правда, отследить, как акции «Норникеля» отреагировали на информацию о вполне вероятном назначении Стржалковского, сейчас невозможно. Сейчас вся металлургическая отрасль пытается осознать глубинный смысл слов Владимира Путина об особенностях бизнеса компании «Мечел». Металлурги и инвесторы не могут понять — власть имеет претензии конкретно к одной компании или планирует произвести серьезное воздействие на всю отрасль в целом.
В условиях такой неопределенности котировки всех компаний сектора вслед за «Мечелом» упорно идут вниз.
Эксперты отмечают: назначение Стржалковского можно рассматривать как еще один сигнал того, что государство действительно решило активизироваться в металлургии — отрасли, в которую раньше оно серьезно не вмешивалось. Ряд экспертов считают, что для самого «Норникеля» такой относительно мягкий вариант контроля государства может означать, что к компании не будут в ближайшее время предъявляться серьезные претензии и она сможет избежать болезненного процесса смены собственников.