Cогласно исследованию компании eMarketer, к 2011 году продажи дисков составят менее половины доходов от реализации музыкального контента, а музыка онлайн и через мобильные сервисы займет 56% рынка. По данным экспертов, в 2006 году на интернет-магазины и мобильные сервисы пришлось всего $2,9 млрд из $31,8 млрд, заработанных на продаже музыки. В 2007 году доходы от них составили уже $4,5 млрд, при том что совокупный рынок сократился до $29,2 млрд. В еMarketer прогнозируют, что доходы от мобильных музыкальных сервисов в 2008-м будут на уровне $3 млрд, а к 2011-му достигнут $7,3 млрд.
Мировые интернет-магазины в 2011 году заработают около $7,5 млрд, полагают аналитики.
При этом бум онлайн- и мобильных технологий происходит на фоне падения продаж традиционных физических носителей (CD): в 2006 году — $28,9 млрд, а в 2007 году уже — $24,7 млрд. В 2011 году на них придется всего порядка $13 млрд.
Это заставляет звукозаписывающие компании активнее осваивать новые сегменты рынка. Примером служит заключенная недавно сделка между Nokia и Warner Music Group, согласно которой музыкальный каталог Warner Music станет доступен пользователям ряда моделей телефонов Nokia во второй половине этого года. Ранее аналогичные соглашения Nokia заключила с Universal и Sony BMG.
Вполне возможно, что музыкальные компании будут еще более активно использовать интернет-технологии. «Еще одно возможное направление деятельности звукозаписывающих студий — развитие музыкальных социальных сетей, где будет продаваться соответствующий контент», — рассказал «Газете.Ru» директор пресс-службы ИК «Финам» Владислав Кочетков.
Правда, пока вполне успешной бизнес-моделью считается продажа интернет-магазина музыки под определенное воспроизводящее устройство. Подобный принцип положен в основу работы самого популярного музыкального онлайн-магазина iTunes Store. Приобретенные там аудио- и видеофайлы предназначены для воспроизведения на медиаплеере iTunes, портативном плеере iPod, телефоне iPhone и на телевизионной приставке Apple TV.
Однако доходы от продажи музыки в будущем неизбежно упадут, поскольку аналитики предрекают общее сокращение музыкального рынка: с $29,2 млрд в 2007-м продажи снизятся до $26,2 млрд в 2011-м. По мнению Кочеткова, причина этого в развитии онлайнового пиратства:
через файлообменные сети можно бесплатно скачать практически любую запись.
Эксперт «Финама» считает, что сейчас бороться с этим явлением практически невозможно. Цены, по которым студии продают музыку, слишком высоки для потребителей на развивающихся рынках. С другой стороны, с развитием интернета доступ к бесплатному нелегальному контенту в этих странах постоянно увеличивается, что ведет к крупным потерям звукозаписывающих студий.
По мнению эксперта, эффективным оружием в борьбе с пиратством может стать бизнес-модель «музыка в обмен на рекламу», когда пользователь получает бесплатный контент в обмен на просмотр рекламы. Таким образом студии смогут скомпенсировать часть потерь от пиратства в файлообменных сетях.