Президент России Дмитрий Медведев в ходе своего официального визита в Берлин предложил создать международный консорциум операторов транзитных трубопроводов с участием России и стран транзита.
«Мы готовы работать с Евросоюзом над созданием механизма раннего предупреждения в сфере энергетики, разумеется, с участием транзитных стран. Это как раз та самая взаимозависимость, о которой мы говорим в Европе и в глобализирующемся мире в целом», — сказал Медведев, выступая перед немецкими деловыми кругами.
Учитывая постоянные проблемы России, связанные с транзитом в Европу нефти и газа через территории сопредельных государств, такой консорциум мог бы стать неким контролирующим органом.
Фактически инициатива российского президента подразумевает прямое сотрудничество России и ЕС.
Участники рынка считают, что вероятность его создания довольно низкая, по крайней мере в ближайшее время. «На данный момент все усилия России направлены на исключение стран-транзитеров в вопросе энергопоставок. А единственная возможность избежать транзитных проблем — это прямое сотрудничество России и ЕС. Nord Stream, South Stream, «Бургас — Александрополис» и БТС-2 — эти проекты, над реализацией которых сейчас идет активная работа, позволят значительно сократить зависимость Европы и России от стран-транзитеров», — полагает управляющий партнер НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Иван Андриевский.
Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что это шаг навстречу Европарламенту, который тоже пошел навстречу России: «Из проекта новой «Газовой директивы ЕС» убрано условие, запрещающее добывающим компаниям (читай — «Газпрому») владеть газотранспортными активами в ЕС. Вместо этого введено компромиссное условие о независимом операторе трубопроводов».
Однако ко всем нашим трубопроводам в Европе сейчас неоднозначное отношение. Если Германия, Франция и Италия хотят развивать сотрудничество с Россией, то другие, например Швеция, относятся к российским проектам более чем настороженно.
Да и прибалтийские соседи, недавно вошедшие в состав Евросоюза, прохладно относятся к российским инициативам.
«Недавнее вето на переговоры ЕС и России, которое накладывали Польша и Литва, показывает, что даже прямое сотрудничество с ЕС не гарантирует, что Польша и страны Прибалтики не будут ставить свои условия транспортировки энергоносителей в страны центральной Европы», — считает Андриевский.
На сегодняшний день единственным перспективным вариантом прямого сотрудничества, по мнению Андриевского, является проект трубопровода «Бургас — Александрополис».
Политологи также считают, что инициатива Медведева не сможет привести к созданию нового органа. «Предложение о создании консорциумов призвано смягчить сложившиеся противоречия в отношении к российским проектам, предоставив всему ЕС возможность участия в них. Со стороны Медведева это своеобразная тактическая уловка — демонстрация доброй воли России», — объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов.
Однако даже если эта добрая воля найдет отклик в Европе, то «при самом лучшем исходе событий к конкретному обсуждению совместных транспортных проектов Россия и ЕС приступят после реализации уже разрабатываемых маршрутов», резюмирует Андриевский.