После вступления Владимира Путина в должность премьер-министра РФ в структуре правительства были произведены изменения, наиболее ожидаемым из которых стало выделение из состава Минпромэнерго Министерства энергетики. По новой системе создается два отдельных ведомства: Министерство промышленности и торговли, возглавил которое Виктор Христенко, и Министерство энергетики, главой которого стал президент «Атомстройэкспорта» Сергей Шматко.
Важным событием стало упразднение федеральных агентств, ранее подчинявшихся Минпромэнерго.
Разукрупнение Министерства промышленности и энергетики активно обсуждалось последние два года. Однако вместо разделения министерства в его структуре были созданы два госдепартамента – по промышленности и по энергетике, что позволило экспертам говорить, что разделение министерства на две части может и не состояться, так как специализированные органы уже созданы. Однако с приходом Владимира Путина на пост главы правительства разделение министерства оказалось делом решенным.
По мнению экспертов, для отрасли разделение Минпромэнерго сыграет положительную роль. «Это логичный шаг, Минпромэнерго было весьма трудноуправляемой структурой, включающей в себя набор совершенно различных отраслей, — объясняет заместитель гендиректра Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Ситуацию усложняло еще и наличие подконтрольных министерству агентств, сферы компетенции которых могли пересекаться». Макаркин напомнил, что трехзвенная система «министерства-службы-агентства» уже давно подвергалась критике Владимира Путина. «Но теперь ликвидация федеральных агентств (Роспрома и Росэнерго) с передачей их функций министерствам и само разделение министерства на две части должно обеспечить построение стройной вертикальной системы управления отраслью с более четкими границами ответственности чиновников, что, видимо, является приоритетом для нового премьера», — указывает политолог.
Однако разделение неизбежно принесет и новые сложности. «Государство сохраняет контроль над энергетической отраслью, однако разделение Минпромэнерго увеличивает вероятность аппаратных войн между Министерством энергетики и Минпромом, также более чем вероятны постоянные задержки в принятии важных решений», — говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Тем не менее, по его словам, на данном этапе альтернативы созданию профильного энергетического министерства просто нет. «Это оптимальное решение, государство сохранит контроль за инвестиционными соглашениями в энергетической отрасли, а это гарантирует стабильность, в первую очередь, энергопоставок, — объясняет политолог. – Важность этого сложно переоценить, ведь от электроэнергии зависят все крупнейшие отрасли».
«Шматко – фигура, относительно равноудаленная от крупнейших игроков энергетического рынка с одной стороны, и наиболее близкая государству - с другой», — отмечает Алексей Макаркин.
А по мнению Абзалова, назначением Шматко Кремль дал понять, что не хочет усиления позиций Анатолия Чубайса и, в то же время, что «наверху» довольны деятельностью Сергея Кириенко.
«Одним из инициаторов разделения Минпромэнерго был как раз Чубайс, — рассказывает Абзалов. – В дальнейшем глава РАО ЕЭС рассчитывал, что во главе нового министерства встанет его человек, глава Росэнерго Дмитрий Аханов, который разрабатывал всю энергостратегию РАО. Однако в Кремле, очевидно, решили не усилять влияния Чубайса, назначив министром Шматко».
По словам Абзалова, «Атомстройэкспорт», президентом которого является Сергей Шматко, — это структура, близкая «Росатому» и его главе Сергею Кириенко. «Назначение Шматко можно расценивать как своеобразный бонус Кириенко за создание «Росатома» и ряд успешных проектов, проведенных этой структурой», — пояснил политолог.