Сейчас создать «газовую ОПЕК» предлагает в открытую только Иран. Его идею в свое время поддержал Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии и ОАЭ), однако до конкретных действий дело тогда не дошло. Одна из причин нерешительности многих стран в том, что главные потребители газа — США и ЕС — резко протестуют против этого проекта.
Они утверждают, что газовый картель будет представлять собой угрозу мировым поставкам газа.
Однако сейчас Форум стран — экспортеров газа (ФСЭГ) фактически начинает создавать такую организацию. Россия, возглавляющая координационный комитет при совете министров энергетики стран — участниц форума, пока предлагает достаточно мягкие условия. На прошлой неделе российский вариант устава ФСЭГ был разослан представителям 15 заинтересованных государств (Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Ливия, Малайзия, Нигерия, ОАЭ, Оман, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея).
Как осторожно заявляет российская сторона, механизм работы новой структуры не должен вызывать ассоциаций с ОПЕК, а создаваемая площадка будет способствовать выработке универсальной формулы цены на газ, использованию спотовых поставок в случае дефицита газа при долгосрочных контрактах, а также определению перспектив строительства новых газопроводов. Кроме того, Россия предлагает создать Международный альянс негосударственных независимых газовых организаций (МАННГО), который будет объединять неправительственные газовые организации и ведущие газовые компании.
Ожидается, что проект МАННГО может быть представлен на заседании форума в Москве в июне текущего года.
Эксперты считают, что у МАННГО гораздо больше шансов был реализованным, чем у «газовой ОПЕК».
«Перспективы появления такого картеля (типа ОПЕК) в ближайшее время малореальны», — полагает начальник отдела фундаментального анализа финансовой корпорации «Открытие» Наталья Мильчакова. Во-первых, по мнению эксперта, участникам альянса будет сложно проводить согласованную ценовую политику, так как цены устанавливаются на основе долгосрочных контрактов с потребителями. Во-вторых, Россия стоит особняком среди других участников картеля, обладая самыми большими запасами газа в мире (27% общемировых запасов) и самым большим объемом добычи, и является весьма сильным конкурентом многим другим поставщикам.
Действительно, позиция России в этом вопросе может стать ключевой. «Газпром» и алжирская корпорация Sonatrach в конце 2007 года отказались продлевать меморандум о сотрудничестве, так как общих интересов у этих поставщиков газа очень немного. Россия сильна в Европе, однако на рынок сжиженного природного газа она только делает попытки войти, а Алжир, Катар и другие развивающиеся страны уже завоевали европейский и даже американский рынок СПГ. К тому же пока неясна позиция многих новых производителей газа (Узбекистан, Казахстан, Туркменистан), для них первоочередной задачей является переход на рыночные отношения со своими потребителями и транзитными странами и, следовательно, повышение цен на газ. Неизвестно, совпадут ли их интересы с интересами, например, России как транзитной страны, либо возникнут противоречия», — указывает Мильчакова.
Трудно будет договориться потенциальным участникам «газовой ОПЕК» и по конкретным бизнес-вопросам. «Не очень понятно, как конкурирующие стороны собираются «определять целесообразность строительства новых газопроводов с учетом того, что конкуренция маршрутов поставок «голубого топлива» с каждым годом усиливается. Скажем, Россия лоббирует проект «Южный поток», Иран же, не исключено, может стать ресурсной базой для альтернативного проекта — Nabucco (по крайней мере, такая возможность рассматривалась), — отмечает директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток.
Для создания «газовой ОПЕК» придется решить и множество политических проблем, причем именно Россия может в последний момент разменять свое потенциальное участие в организации на некие уступки со стороны США и Евросоюза. «Как ни парадоксально, но можно говорить о том, что для России наилучшим вариантом является именно идея газового картеля, но не ее реализация, — считает Шток. — Грубо говоря, Москва заинтересована в бесконечных переговорах на эту тему, но совсем не факт, что они действительно к чему-либо приведут».
Дело в том, что, по мнению эксперта, создание «газовой ОПЕК» неизбежно приведет к обострению и так не слишком теплых отношений с США и ЕС.
Видимо, поэтому Россия и пытается продвинуть менее радикальную идею создания МАННГО, чтобы иметь возможность маневра. Правда, мнение высшего руководства страны — а именно на этом уровне будет приниматься решение об участии в «газовой ОПЕК» — пока не известно. Вполне возможно, что решение еще не принято.
Таким образом, итогом встречи в Тегеране может стать создание некоего консультационного совета, не больше – прогнозирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Однако в долгосрочной перспективе, когда противоречия переходного периода постепенно сгладятся, возможна более согласованная ценовая политика газового альянса, в первую очередь, в области цен на СПГ», — резюмирует Мильчакова.