«Русал» купил блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция) ГМК «Норильский никель», принадлежащий Михаилу Прохорову. Однако, по информации «Газеты.Ru», в последний момент параметры сделки были изменены. Теперь «Онэксим» Прохорова получит не 11% «Русала» — именно такой пакет ранее обещал Прохорову Дерипаска, — а 14%. Также Прохоров получит за акции «Норникеля» и денежные средства (по информации «Газеты.Ru» — около $6 млрд).
Ранее «Газета.Ru» сообщила, что о завершении сделки может быть официально объявлено в четверг вечером. Но стороны решили не скрывать информацию о сделке, и «Русал» сообщил о ней на своем сайте в 17.00.
Однако совсем недавно эта сделка была под угрозой срыва: Прохорова не устраивали условия договора алюминиевого гиганта с банками, финансирующими покупку. Бывший бизнес-партнер Прохорова Владимир Потанин также выражал намерение купить этот пакет акций. Обсуждалась и возможность продажи доли Прохорова в «Норникеле» консорциуму Потанина и Алишера Усманова, которые параллельно обговаривали формат слияния ГМК и «Металлоинвеста».
Однако главный акционер «Русала» Олег Дерипаска всегда был уверен в своей победе. «Для меня эта сделка закрыта с ноября», – заявил он вчера поздно вечером «Газете.Ru». Правда, ему, как, впрочем, и Потанину, было непросто найти деньги на эту покупку. Но в конце концов, с западными банками удалось договориться. Как сообщил источник «Газеты.Ru», банки опасались финансировать покупку акций «Норникеля» из-за «перекредитованности и переоцененности» «Русала».
Однако после того как акционеры алюминиевой компании (Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг и компания Glencore) дали личные гарантии, банки предоставили необходимые $4,5 млрд.
Сейчас стало известно, что денежные средства в рамках сделки были обеспечены синдицированным кредитом, который предоставили ABN Amro, Barclays Capital, BNP Paribas, Calyon, Credit Suisse, Goldman Sachs, ING, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Natixis и UniCredit Group.
Впрочем, такой внушительной суммы оказалось недостаточно: холдингу пришлось резко сократить и внутренние затраты. В «Русале» бюджет административных расходов с января был урезан наполовину, рассказывает источник «Газеты.Ru», близкий к алюминиевой компании. Алюминиевый холдинг перестал оплачивать квартиры в Москве для иногородних сотрудников, служебное такси и образовательные программы, а также заморозил всю организационную структуру, резко сократив возможности карьерного роста, что стоило ему немало ценных кадров. «В последнее время мы трудоустраиваем много бывших сотрудников «Русала», — говорит менеджер одного из крупных кадровых агентств — Часть из них находят работу в «Газпроме», часть – в нефтяных компаниях — «Роснефти» и «ЛУКойле».
Но и после нелегкого закрытия сделки с Прохоровым Олегу Дерипаске не удастся стать полноправным хозяином «Норникеля». Другой акционер ГМК – Владимир Потанин – сейчас напрямую владеет около 30% бумаг никелевой компании (с учетом 4%, выкупленных из совместного с Прохоровым фонда «КМ Инвест»).
На следующем годовом собрании акционеров «Норникеля», которое состоится в июне, Дерипаска сможет провести в совет директоров не менее трех своих представителей.
Поэтому, возможно, Потанин все же попытается осуществить запланированное слияние с «Металлоинвестом» Алишера Усманова еще до прихода Олега Дерипаски в совет директоров ГМК, полагает аналитик Lehman Brothers Владимир Жуков. Эксперт не исключает также, что в дальнейшем стороны могут прийти и к трехстороннему соглашению, договорившись об объединении «Норникеля», «Металлоинвеста» и «Русала» в одну компанию.
Вероятность такого объединения действительно высока, поскольку подобные сделки последние годы активно поддерживаются высшим руководством страны — всем отраслям российской экономики поставлена задача по созданию суперкомпаний, которые смогут занять лидирующие места на международных рынках.