На конференции «Интернет и бизнес» ведущие средства массовой информации — ВГТРК, ИД «Коммерсантъ», «Газета.Ru», международная информационная группа «Интерфакс», РАМИ «РИА Новости», «Sports.Ru» — договорились о совместной разработке мер по защите авторских прав на создаваемые ими текстовые, фото-, аудио-, видео-, флеш-материалы, рисунки и другой контент.
По мнению авторов соглашения, основной упор будет сделан на массовые нарушения авторских прав в интернете.
Предполагается, что в течение 2008–2009 годов СМИ совместно выработают общие принципы подхода к использованию материалов в интернете, а также создадут юридические и технологические инструменты мониторинга за фактами нарушения отраслевых правил и норм российского законодательства.
Участники соглашения считают, что настало время решительных мер в борьбе за свои права, так как ущерб от нарушения авторских прав исчисляется десятками миллионов долларов. «Около 30% интернет-изданий действительно делают новости, остальные 70% просто переписывают их», — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев.
По его словам, сегодня в России достаточно законодательной базы для того, чтобы бороться с сайтами, которые используют чужой контент, однако это довольно сложный процесс.
«Чтобы отстоять свою правоту в суде, необходимо много времени и денег, и нередко изданию сложно справиться с этим в одиночку», — поясняет Кудрявцев. Целью данного соглашения служит привлечение внимания к проблеме всех изданий, чьи авторские права нарушаются, и создание большой совместной структуры, которой будет гораздо легче бороться с подобными нарушениями, говорит собеседник «Газеты.Ru».
Действительно, сегодня многие новостные издания страдают от деятельности так называемых «копипастеров» (от англ. copy — копировать и paste — приклеить). Так на профессиональном жаргоне называют издания, которые берут чужую информацию и выкладывают ее на своих сайтах, нарушая тем самым авторские права. От такой практики страдают те издания, которые производят профессиональный контент — так у них фактически отбирается аудитория и, следовательно, прибыль от рекламы.
«Копипастерам должен быть объявлен бой широким фронтом», — заявил Кудрявцев.
«Новостной бизнес один из самых финансово затратных, так как он требует огромного количества корреспондентов и большой инфраструктуры, — объясняет координатор интернет-проектов группы «Интерфакс» Юрий Погорелый. — Кроме того, это еще и тяжелый труд».
«Многие привыкли, что информация ничего не стоит, и ее можно просто скопировать на свой сайт и зарабатывать на этом, но это обычное воровство», — говорит Погорелый.
«Интерфакс» присоединился к этому соглашению, так как считает, что подобное воровство должно быть прекращено, добавляет собеседник «Газеты.Ru».
Авторы соглашения надеются, что в течение месяца к проекту подключатся все интернет-издания. Руководитель отдела интернет-технологий газеты «Ведомости» Виктор Саксон рассказал «Газете.Ru», что «идея создания подобного объединения интересна». «Мы не против рассмотреть предложение по подписанию данного соглашения», — заявил Саксон.
О необходимости борьбы против воровства контента говорят и эксперты. «Масштаб явления огромен, — говорит аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. — Многие полагали, что со вступления в силу 4 главы Гражданского кодекса в 2008 году ситуация изменится, однако чуда не произошло». Эксперты пока не могут оценить потери от воровства контента, однако практически все отмечают, что эти цифры достаточно велики — десятки миллионов долларов.
Пример США показывает, что бороться с этим явлением можно, но очень сложно, объясняет Леонид Делицин из «Финама». «Если у российских изданий получится объединиться вокруг этой проблемы и сконцентрировать свои усилия, тогда существует шанс, что ситуация изменится», — заключает эксперт.