Российская компания SUP, которой принадлежит проект онлайн-дневников «Живой журнал» (LiveJournal, ЖЖ), приостановила возможность создания бесплатных «базовых аккаунтов» (basic account). Они обладали минимумом функций, но их пользователи имели возможность не видеть рекламы. С сегодняшнего дня зарегистрировать можно только «платный аккаунт» (paid account) или бесплатный «улучшенный» (plus account), на котором будет демонстрироваться реклама. «Базовые аккаунты» остаются за пользователями, которые успели зарегистрироваться до 12 марта 2008 года», — говорится на сайте LiveJournal.com. На них по-прежнему не будет рекламы. Любые аккаунты, созданные после этого срока, невозможно превратить в «базовый».
«Компания Sup уже давно рассматривала вариант прекращения предоставления «базовых аккаунтов», — рассказал «Газете.Ru» директор по блогам компании SUP Антон Носик. По его словам, компании просто невыгодны аккаунты, которые не приносят никакой прибыли. «Если блогер пользуется услугой, то она должна быть коммерчески оправдана для компании», — пояснил Носик.
Одним из первых о прекращении предоставления аккаунтов без рекламы сообщил основатель ЖЖ Брэд Фицпатрик. Создатель идеи онлайновых блогов объяснил, что в самом начале создания ЖЖ пользователям предлагалось два вида аккаунтов – базовый бесплатный и платный с полным набором услуг. «Денег, которые мы получали от пользователей платных аккаунтов, хотя их было и немного, хватало на раскрутку сайта и для оплаты наших трудов, — пишет Фицпатрик. — Пользователи же бесплатных создавали контент, который и был привлекателен для платных пользователей».
С 2006 года, после того как LiveJournal был приобретен компанией Sixapart, появился новый вид аккаунта — «улучшенный», который оставался бесплатным, но отличался от «базового». Пользователям «улучшенного аккаунта» предлагались дополнительные сервисы, однако их странички становились местом для размещения рекламы. «Тот день, когда компания Sixapart решила использовать рекламу на сайте, стал «черным днем» для меня», — пишет в своем блоге создатель ЖЖ. (Однако о том, что он выгодно продал свое детище и новым владельцам теперь нужно не только вернуть вложенные средства, но и заработать, Фицпатрик не упоминает. Официальных данных о сделке нет. По мнению аналитиков, LiveJournal был приобретен за $20–40 млн.)
Большинство пользователей ЖЖ, в том числе и за пределами России, разделяют точку зрения Фицпатрика.
«Господь покарает их за то, что они творят с ЖЖ», — пишет пользователь msirub.
«Желание компании SUP заработать вполне понятно, — поясняет «Газете.Ru» аналитик IKS-Consulting Елена Крылова. — Компания не может работать, не получая прибыли». По ее словам, в мире все больше проектов начинают «коммерциализироваться», и такая модель становится все более популярной. «Большинство пользователей предпочитают бесплатные сервисы и услуги в интернете, и единственной возможностью для компании получать прибыль является размещение рекламы на сайте», — добавляет Крылова.
Напомним, что рекламную модель зарабатывания средств выбрали уже многие интернет-проекты: недавно на страницах популярной социальной сети «Одноклассники» появилась реклама компаний «Уралсиб» и Nestle, а сайт Qtrax.com предложил бизнес-модель, согласно которой пользователи смогут бесплатно скачивать музыку, а звукозаписывающие компании получат часть доходов от рекламы.