Не прошло и суток после урегулирования российско-украинского газового конфликта, а глава правительства Украины Юлия Тимошенко уже начинает высказывать недовольство достигнутыми договоренностями. «Кабинет министров не может согласиться с некоторыми условиями настоящих договоренностей, а именно: закупка в первом квартале 2008 года российского природного газа по цене $315,6 за 1 тыс. куб. м с предоплатой», — говорится в письме украинского премьер-министра, направленном в четверг президенту страны Виктору Ющенко. Кроме того, Тимошенко не согласна с идеей «Газпрома» заменить одного посредника другим путем создания совместного российско-украинского предприятия.
Конфликт между Украиной и Россией, который сторонам удалось уладить только в среду, начался еще в начале года, когда «Газпром» потребовал от украинских партнеров погасить задолженность по поставкам газа за 2007 год в размере $1,5 млрд, а также законтрактовать газ, полученный Украиной уже в текущем году — газ на Украину поставлялся, однако было непонятно, кто за него будет платить. Переговоры результата не дали, и «Газпром» ограничил поставки на Украину на 25%. В ответ Украина начала несанкционированный отбор газа, на что «Газпром» ответил сокращением поставок уже на половину. Украинская сторона отреагировала сокращением транзита российского газа через территорию Украины. В ходе возобновившихся переговоров в среду было достигнуто соглашение, согласно которому обе стороны сняли введенные ограничения, а газ, полученный Украиной в период с 1 января по 1 марта 2008 года, будет полностью оформлен и оплачен НАК «Нафтогаз Украины».
Вот тут-то и возникли разногласия. Согласно раннему заявлению «Газпрома», в 2008 году из-за недопоставок газа из Средней Азии, монополия была вынуждена поставлять на Украину российский газ, который значительно дороже газа из Туркмении, Узбекистана и Казахстана (1 тыс. куб. м азиатского стоит $179,5, а 1 тыс. кубов российского газа стоит уже $315,6).
Украина и раньше не хотела платить за газ по таким ценам, заявляя, что наличие российского газа в поставках 2008 года не доказано.
Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сообщал «Газете.Ru», что в ходе телефонного разговора главы «Газпрома» Алексея Миллера и главы «Нафтогаза» Олега Дубины договоренность о цене поставок в текущем году достигнута, однако пока документы не подписаны. По словам Куприянова, подробности будут сообщены после подписания договоров.
Однако главный вопрос — кто посредник? — по-прежнему остается. Юлия Тимошенко настаивает на том, чтобы «Нафтогаз» работал с «Газпромом» напрямую, однако российская монополия предлагает создание СП, в котором 50% принадлежало бы украинской компании, а 50% — российской. По словам Сергея Куприянова,
модель, предложенная Тимошенко, лишает «Газпрома» бизнеса на Украине, при этом все остальные условия, выгодные Украине, в первую очередь цены на газ ,Тимошенко хочет оставить неизменными.
«Согласно достигнутой договоренности, «Нафтогаз» будет оплачивать поставки текущего года по старой схеме — через «РосУкрЭнерго» и «УкрГазЭнерго», — сообщил Куприянов «Газете.Ru». — А к вопросу об СП мы вернемся на переговорах 11 марта».
Юлия Тимошенко заботится не только и не столько о благе своего государства, отмечают эксперты. «Долг, который «Газпром» требует от украинской стороны ($1,5 млрд), — это долг «Нафтогаза» перед компаниями-посредниками, — объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. —
Денег сейчас у Украины очень мало, крупные суммы пошли на реализацию социальных проектов Юлии Тимошенко. И если ей удастся окончательно удалить посредника, долг фактически исчезнет — непонятно будет, кому его возвращать, что дает возможность для маневра».
Но это лишь одна из причин, по которой Тимошенко стремится удалить посредника. Дело в том, что в настоящее время «Нафтогаз» не имеет выхода на основных потребителей газа на Украине — промышленные предприятия. Реализацией газа промышленникам занимается «УкрГазЭнерго», а «Нафтогаз» обеспечивает бюджетные учреждения и теплоснабжающие предприятия. Понятно, что прибыль от реализации газа заводам и фабрикам значительно выше, чем от обеспечения населения, и если Тимошенко удастся убрать посредника полностью, снабжать промышленность будет «Нафтогаз», главой которого является ставленник Тимошенко.
При этом у Тимошенко есть ряд обязательств перед теми, кто ее поддерживал в период, когда она только собиралась сесть в кресло премьера, и кто поддерживает ее и сейчас. «Это «Индустриальный союз Донбасс» и группа «Приват», обе организации владеют многочисленными энергоемкими активами, — рассказывает Абзалов. — Соответственно, они рассчитывают на определенные преференции, а если Тимошенко не сможет вывести «Нафтогаз» на промышленные поставки, то и эти преференции не сможет предоставить».
Но нагнетание обстановки и эскалация конфликта сейчас невыгодны ни российской, ни украинской стороне.
«Сейчас все будет зависеть от позиции Европы, которая станет ясна после заседания Еврокомиссии 11 марта, — говорит политолог. — Если ЕС поддержит Россию, не исключено, что «Газпром» начнет давить на Украину, но теперь будет делать это значительно мягче, жесткие меры монополия уже продемонстрировала».