Операционный директор Apple Тим Кук, выступая на форуме Goldman Sachs Investment, заявил, что компания может отказаться от привязки iPhone к определенному оператору. Об этом сообщает интернет-ресурс AppleInsider. По словам Кука, главное для Apple — это не приверженность определенной модели, а поставка на рынок «лучших в мире телефонов».
Кук объяснил, изначально привязка к оператору была вызвана особенностью американского рынка, где сосуществуют два конкурирующих стандарта мобильной связи — GSM и CDMA.
По словам Кука, если бы iPhone не был привязан к оператору AT&T (cтандарт GSM), то пришлось бы создавать отдельную модель для сетей CDMA, что запутало бы рынок.
Тем не менее он не пояснил, почему аналогичная бизнес-модель была выбрана и для европейских стран (Великобритания, Германия, Франция), где представлен только стандарт GSM.
Скорее всего, выбирать оператора по своему усмотрению смогут только пользователи новых стран, куда придет iPhone, так как в США, Великобритании, Германии и Франции Apple уже заключила партнерские соглашения с операторами сроком на несколько лет. Однако, какие именно это будут страны, пока неизвестно, так как в ближайшее время компания не намерена менять свою политику. Например, 14 марта Apple планирует запустить продажи iPhone в Ирландии, где эксклюзивном партнером американской компании станет оператор О2. В первой половине 2008 года iPhone появится в Австрии — здесь коммуникаторы будут привязаны к оператору T-Mobile. Релиз iPhone также ожидается в Испании, Италии и Японии, хотя более подробная информация на этот счет этих стран пока недоступна.
В пресс-службе российского офиса Apple «Газете.Ru» cообщили, что в России выход iPhone не планируется. Тем не менее, по данным Mobile Research Group (MRG), в России уже продано около 240 тыс. «разлоченных» iPhone, привезенных в основном из США.
По данным MRG, средняя стоимость такого телефона в России 18500 руб., при этом цены постепенно снижаются по мере того, как пираты учатся лучше ломать прошивку iPhone.
Как писала «Газета.Ru» ранее, по мнению экспертов, в России продавать телефоны с привязкой к оператору вообще нецелесообразно. Аналитик J`Son&Partners Сергей Савин считает, что проблема заключается в том, что сотовые операторы, за исключением МТС, не имеют собственных сетей продаж, поэтому неясно, как им следует урегулировать свои отношения с ритейлерами. А пресс-секретарь «Евросети» Очир Манджиков полагает, что «потребителям, которые захотят перейти к какому-то другому оператору, не составит труда пойти на любой радиорынок, где можно «разлочить» телефон за скромную сумму».
По мнению Эльдара Муртазина, ведущего аналитика MRG, инициировать переход на новую бизнес-модель без привязки к оператору могут сами сотовые компании, которые начинают осознавать, что сотрудничество с Apple им невыгодно.
Apple получает 10% доходов от трафика контента и голосовой связи, что делает бизнес операторов менее эффективным, поясняет аналитик.
Пресс-секретарь ИК «Финам» Владислав Кочетков не соглашается с аналитиком MRG. Он считает, что для операторов эксклюзивная продажа iPhone — это сэкономленные расходы на рекламу, которые в условиях высокого проникновения сотовой связи очень высоки. «Таким образом, сотрудничество Apple и операторов взаимовыгодно», — полагает Кочетков. При этом, по мнению аналитика «Финама», с точки зрения Apple продавать iPhone без привязки к оператору разумно на развивающихся рынках, например в России.
Релиз iPhone cостоялся в июне 2007 года в США, осенью коммуникатор появился и в Европе. Несмотря на высокие цены, до конца 2007 года было продано более 3 млн трубок, что позволило Apple войти в десятку крупнейших производителей телефонов по итогам года. В Apple прогнозирует, что в 2008-м будет продано 10 млн iPhone. Этому будет способствовать новая открытая платформа для iPhone, получившая названия SDK (software developer kit). Она позволит сторонним разработчикам создавать программные предложения под iPhone. SDK будет представлена 6 марта 2008 года.