Контракт с Ираном может принести российским авиастроителям $2–2,5 млрд. В рамках обновления воздушного флота Иран планирует купить у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) около 100 самолетов Ту-204 и Ту-214 в течение 10 лет. Как уточнил «Газете.Ru» представитель пресс-службы ОАК, на прошлой неделе в ходе переговоров был подписан протокол, согласно которому проект контракта будет подготовлен в трехмесячный срок. После этого он будет утверждаться ведомствами обеих стран.
Поставки начнутся через год после подписания контракта, таким образом, реализация контракта реально начнется не раньше конца 2009 года — начала 2010 года.
Помимо покупки готовых самолетов, Иран намерен получить лицензию для организации сборки «тушек» на месте. Контракт будет подразумевать постепенное увеличение самостоятельной роли Ирана в проекте. «На первом этапе будет поставлено определенное количество готовых самолетов, — уточнил представитель авиастроительной корпорации. — На следующих этапах ОАК перейдет на поставку Ирану комплектов самолетов с увеличивающейся степенью локализации». Большое количество пассажирских самолетов необходимо Ирану для обновления воздушного флота.
Авиакатастрофы стали частым явлением в стране, особенно с учетом среднего возраста большинства иранских лайнеров — более 15 лет.
Как сообщили «Газете.Ru», необходимым условием, прописанным в протоколе, является заключение межправительственного соглашения: для подписания контракта между Россией и Ираном должны быть урегулированы вопросы сотрудничества в области авиации и вопросы лицензирования. Опыт в таких вещах у ОАК уже есть: схожее межправительственное соглашение уже существует между Россией и Украиной. Благодаря ему ОАК будет собирать самолет Ан-148 в Воронеже.
Особого выбора у Ирана нет, продукция крупнейших авиастроителей Boeing или Airbus ему недоступна. США запретил поставку в эту страну любой произведенной в Штатах техники. Тем более такой, в производстве которой используются технологии двойного назначения. К тому же лайнеры мировых производителей существенно дороже российских. «Благодаря этому Иран уже давно считается одним из крупнейших покупателей российских самолетов, — говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Кипа. — Они уже привыкли к нашей технике, обучают пилотов на ней, умеют ее эксплуатировать».
Однако сейчас способность ОАК произвести необходимое количество Ту-204 и Ту-214 вызывает сомнения — их слишком мало выпускали в последние годы. Но аналитики видят потенциальную возможность уложиться в сроки, тем более, что за девять месяцев 2007 года авиастроение уже увеличило промышленное производство на 18,6%. ОАК консолидирует множество заводов, которые на данный момент простаивают, производя минимальное количество самолетов в год. «Но у них есть потенциал, — признает Илья Фролов из Rye, Man & Gor Securities. — Если привлечь заказы на эти мощности, то ОАК сможет производить порядка 200 самолетов в год». По мнению эксперта, производственные мощности вполне смогут обеспечить планируемый компанией выпуск. В теории это соответствует действительности, так проектная мощность ульяновского завода «Авиастар-СП» позволяет выпускать 42 самолета Ту-204 в год, а потенциальная мощность КАПО (Казанское авиационно-производственное объединение) — до 24 самолетов Ту-214 в год.