После визита первого вице-премьера Дмитрия Медведева в Сербию и Венгрию стало известно, что 28 февраля в Москву должна прибыть венгерская делегация для того, чтобы подписать соглашение по газопроводу «Южный поток». Делегацию возглавит венгерский премьер-министр Ференц Дюрчань, по словам которого Россия и Венгрия создадут совместное предприятие на паритетных началах (по 50% акций у каждой стороны).
Дюрчань также отметил, что строительство «Южного потока» обойдется в $10–14 млрд, причем цена венгерского участка составит $2 млрд, а окупится проект через 15 лет.
По словам венгерского премьер-министра, Венгрия намерена построить у себя подземное газохранилище, которое будет подсоединено к трубе «Южного потока» и вместимость которого составит не менее 1 млрд кубометров газа. Дюрчань заявил, что его страну будет представлять стопроцентно государственная компания, а Дмитрий Медведев сообщил, что Россия будет представлена «Газпромом».
Южно-Европейский газопровод (ЮЕГ или «Южный поток») будет представлять собой трубу протяженностью 900 км, проходящую через акваторию Черного моря. В Болгарии газопровод будет разветвляться, северная труба пойдет по маршруту Болгария--Румыния--Венгрия--Чехия--Австрия (с возможностью поставок в Германию и Италию), а южный отрезок будет направлен через Болгарию на юг Италии). Предполагается, что технико-экономическое обоснование проекта будет завершено уже в этом году, а в действие газопровод вступит через три года.
По словам аналитиков, проект «Южный поток» будет реализован в любом случае, так как потребность стран Южной Европы в российском газе слишком велика. Кроме того, нельзя забывать, что сейчас стабильность газовых поставок из России в страны Европы во многом зависит от Украины, через которую идет основная часть транзита.
Украина пользуется своим транзитным положением и периодически пытается давить на Россию.
Россия, в свою очередь, давлению старается не поддаваться, однако угроза прекращения поставок нашего газа в Европу возникает. Российские проекты ЮЕГ и СЕГ (Северо-Европейский газопровод, «Северный поток») значительно снизят значение Украины как транзитера, так как значительная часть поставок в Европу пойдет по трубам проектов «Газпрома».
Однако пока будущее проекта еще окончательно не определено. И если «Северному потоку» противостояли извне, активно сопротивляясь реализации проекта (например, Эстония старалась провалить экологическую экспертизу), то «Южному потоку» это не грозит.
Этот проект может пострадать из-за внутренних конфликтов участников.
«Сейчас идет конкуренция за участие в ЮЕГ, — говорит эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Многие страны хотят принять участие в проекте и соревнуются, кто предложит лучшие условия. Для России весьма важно было бы заключить соглашение с Австрией и Францией: первая даст выход на рынки Центральной Европы, вторая — сама по себе важнейший рынок, а кроме того — заключение соглашения с французской Gaz de France (GDF) усилит позиции России во Франции, так как GDF — сильный лоббист». Однако, по словам Абзалова, каждый из партнеров не только будет пытаться предложить лучшие условия со своей стороны, но и требовать лучших условий для себя. А «Газпром» может оказаться неспособен предоставить каждому то, что он хочет.
Тем не менее, прогнозы по ЮЕГ скорее оптимистичные. Например, Абзалов особо отметил, что «Южному потоку» хотя бы не будут ставить палки в колеса сами потенциальные участники, как это происходило с СЕГ. «Сербия, Венгрия и Болгария — надежные партнеры России, — говорит политолог. — И поэтому ввести в действие ЮЕГ будет легче, чем «Северный поток».