Банк «Россия», компании «Северсталь» и «Сургутнефтегаз» и страховая группа СОГАЗ решили объединить свои медиаактивы — принадлежащие им 68% акций телеканала РЕН ТВ и 72% акций ТРК «Петербург--Пятый канал». Новый медиахолдинг будет называться «Национальная медиагруппа». Доли учредителей НМГ распределились так: банк «Россия» получает в холдинге мажоритарный пакет акций — 54,96%, «Сургутнефтегаз» — 19,49%, «Северсталь» — 19,49%, а группа СОГАЗ — 6,06%.
Председателем совета директоров новой компании станет Любовь Совершаева, на данный момент являющаяся председателем совета директоров обоих телеканалов и ОАО ИК «Аброс» (дочерняя компания банка «Россия», являющаяся акционером РЕН ТВ, владеющая 51% акций СОГАЗа и 38% акций ТРК «Петербург»).
В ближайшее время к медиахолдингу будет присоединен и еще один актив — газета «Известия», контрольный пакет акций которой сейчас у холдинга «Газпром-медиа» выкупает СОГАЗ.
Помимо совета директоров и менеджеров самих СМИ, вошедших в холдинг, у НМГ будет общественный совет, председателем которого избрана олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Алина Кабаева. В состав совета так же вошли кинорежиссер Андрей Кончаловский, кинокритик Даниил Дондурей, пианист Денис Мацуев, а также представители акционеров — предприниматели Алексей Мордашов (основной владелец «Северстали») и Владимир Богданов (гендиректор «Сургутнефтегаза»).
При этом в новый холдинг не войдет ИД «Комсомольская правда» (КП). Напомним, что летом прошлого года стало известно, что руководитель Балтийской медиагруппы и партнер Юрия Ковальчука (совладельца банка «Россия») Олег Руднов в прошлом году приобрел контрольный пакет акций КП и стал председателем директоров КП. Однако объединять активы с Юрием Ковальчуком Олег Руднов, видимо, не собирается. По крайней мере, в КП о возможных подобных перспективах пока не знают. «Ни одна из упомянутых компаний не является нашим акционером, — сказал «Газете.Ru» генеральный директор ИД «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин. — Я ничего не знаю обо всех этих процессах объединения. О возможности того, что мы вольемся в новый холдинг, мне тоже никто не говорил».
Таким образом, КП пока остается за пределами «Национальной медиагруппы».
Впрочем, пока непонятно, хорошо это или плохо, поскольку создание медиахолдинга не обязательно приводит к улучшению позиций того или иного СМИ на рынке.
По мнению экспертов, такое «объединение» РЕН ТВ и «ТРК--Петербург» никак не повлияет на рынок, но создание холдинга их скорее радует. «Я считаю, что это очень хорошая новость, — говорит секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов. — когда некие негосударственные СМИ объединяются в информационные холдинги, это значит, что они становятся сильнее и профессионально, и финансово. Но на рынок это не повлияет никак, поскольку на рынке имеют значение предпочтения аудитории».
Эксперт считает, что Пятый канал и РЕН ТВ друг друга не поглотят, а просто объединятся, чтобы иметь общий менеджмент, финансовую базу, технологическую базу. «С финансовой точки зрения они станут сильнее, но для зрителя принципиально важно, чтобы не произошло объединения содержания, — говорит он. — При этом любое объединение с точки зрения экономической всегда оправданно, а с точки зрения социальной опасно, потому что появляется тенденция к монополизму».
С Михаилом Федотовым согласен и Владимир Сунгоркин, который считает, что никаких радикальных перемен на рынке от создания того или иного медиахолдинга не происходит. «От того, что соединяют несколько СМИ, мало что меняется, — подчеркивает он. — Единственное, что действительно всерьез влияет на рынок — это инвестиции акционеров в ту или иную компанию. Сегодня наш медиарынок полностью зависит от размера инвестиций». По мнению Сунгоркина, для рынка важно, сколько акционеры компании «Национальная медиагруппа» готовы инвестировать в свой холдинг, а не то, сколько еще СМИ они к нему прикупят.
В планах у НМГ дальнейшее расширение компании — в первую очередь, менеджеры холдинга будут обращать внимание на телевидение и интернет, но не забудут и о печатной прессе. По всей вероятности, тенденция к синергии разных медиаактивов в рамках одного медиахолдинга все более усиливается. А потому прогнозы экспертов могут сбыться, и в ближайшее время российский медиарынок будет, по сути, поделен между крупными медиакомпаниями, объединяющими разные виды медианосителей.