Россия может уже в этом году начать масштабный экспорт электроэнергии своему восточному соседу. Планы по экспансии в Китай озвучил в Хабаровске первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву глава энергохолдинга Анатолий Чубайс. «У нас под боком находится колоссальный сосед, а это колоссальный спрос не только на сырье, но и на электроэнергию, и мы подготовили базовые параметры завершения до контракта проекта развития дальневосточной энергетики, ориентированной на китайский спрос», — объяснил Чубайс. Для того чтобы экспортировать энергию в быстроразвивающийся Китай, главный энергетик страны хочет построить в приграничном регионе новые энергомощности: «По новым мощностям строительства проект оценивается в 10 млн КВт, по объему годовой выработки — в 60 млрд КВт/час».
«А это еще две существующие энергетики Дальнего Востока», — гордо отметил глава энергомонополии.
Впрочем, и обойдется такой проект недешево. Инвестиции в строительство новых мощностей, по словам главы РАО, составят порядка $18 млрд. Чубайс при этом выразил уверенность, в том, что «это прорывная вещь, причем экономически осмысленная».
Эксперты, однако, не склонны разделять оптимизм главы энергохолдинга. «Быстро растущая экономика Китая действительно является перспективным рынком сбыта российских энергоресурсов, и обеспечить загрузку угольных и гидрогенерирующих станций на Дальнем Востоке за счет него, безусловно, можно», — говорит эксперт-аналитик отдела исследований электроэнергетической отрасли Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Евгений Рудаков. Экспортировать энергию восточному соседу уже сейчас может, например, Бурейская ГЭС.
Однако вряд ли с китайцами получится договориться о выгодной для России цене поставок электроэнергии.
«Даже «Газпрому» не удается добиться от китайской стороны приемлемых условий для окупаемости проектов по поставке газа в КНР менее чем за 10 лет, — напоминает эксперт ИПЕМ. — А дефицит электроэнергии сейчас для Китая не столь критичен, как дефицит газа». Дело в том, что Китай и сам строит до 100 ГВт мощностей ежегодно, а себестоимость электроэнергии на китайских угольных ТЭС сравнительно низкая. «Поэтому цена на импортируемую из России электроэнергию, которая устроит КНР, будет ненамного выше цены электроэнергии, вырабатываемой на его собственных станциях, а это вряд ли обеспечит скорую окупаемость проекта РАО», — резюмирует аналитик. Не исключено, что через пару десятилетий рост потребления энергии в Китае приостановится, и необходимость в российском экспорте для него и вовсе отпадет.
Не слишком радужно смотрит на такую перспективу и исполнительная власть: сейчас, по словам Чубайса, необходимый контракт подписан только с отсрочкой до решения правительства, хотя у РАО есть готовность стартовать этот проект в нынешнем году.
Ожнако для работы с китайцами в энергохолдинге уже была создана специальная «Восточная энергетическая компания». По плану, она и будет привлекать кредиты на реализацию проекта, строить и эксплуатировать электростанции и сети, а также владеть ими. В ее акционерный капитал могут допустить и поставщиков топлива – структура капитала будет меняться в зависимости от того, кто будет инвестировать средства в проект. В качестве инвесторов в настоящее время рассматриваются преимущественно российские структуры, в том числе угольные компании, для которых строительство новой генерации под длинные экспортные контракты гарантирует рынок сбыта топлива. Впрочем, пока неизвестно, насколько частные инвесторы, да и само государство заинтересуется проектом с такими высокими рисками. Вице-премьер Медведев между тем точку в этом вопросе ставить пока не стал, поручив Министерству промышленности и энергетики рассмотреть предложение главы РАО.