Ввод в эксплуатацию газопровода Nabucco снова задерживается. Как пишет в своем пресс-релизе консорциум Nabucco Gas Pipeline International, проект не заработает до 2013 года. Ранее сообщалось, что Nabucco начнет работу в 2012-м, причем и эта цифра была не первой, сначала предполагалось, что газопровод будет введен в действие в 2011 году.
Постоянные переносы сроков обязательно скажутся на судьбе трубопровода. Nabucco и раньше называли мертворожденным проектом (причем называли сами европейцы), а теперь у него вообще практически не осталось шансов в борьбе со своим основным конкурентом — российским транскаспийским газопроводом.
Аналитики говорят, что фактор времени является решающим в соперничестве двух проектов и очередную задержку Nabucco можно расценивать как однозначную победу России. «После ряда удачных российских переговоров по Прикаспийскому газопроводу с зарубежными партнерами в конце прошлого и начале этого года позиции Nabucco сразу серьезно пошатнулись, — отмечает эксперт ИК «Регион» Константин Гуляев. — Все больше возникает сомнений в его целесообразности».
По словам аналитика, Nabucco, безусловно, во многом является политическим проектом, однако, если будет упущено время и российская труба начнет работать раньше, альтернативный газопровод не будет доведен до конца.
«Существующих газовых месторождений не хватит на оба проекта, — поддерживает коллегу Константин Рейли из ИК «Финам». — Пока не будет четких гарантий того, что по Nabucco будут проходить заявленные объемы газа, он не будет запущен. Реализация подобных проектов — дело довольно затратное, и инвесторы не будут вкладывать деньги только в чьи-то политические интересы».
Тем не менее нельзя забывать и о политике. По словам аналитика ИК «ЦентрИнвест» Натальи Янакаевой, хоть в ближайшей перспективе шансов у Nabucco и нет, в дальнейшем все будет зависеть от того, какие позиции в мире будет занимать «Газпром» и как будет относиться мировое сообщество к России в целом. Напомним, что сейчас Евросоюз к «Газпрому» особой любви не питает, постоянно упрекая Россию в энергетическом шантаже.
Собственно, проект Nabucco и задумывался как раз с той целью, чтобы снизить зависимость Европы от России, дифференцировав газовые потоки, направленные в ЕС.
Европа еще как-то пытается спасти свой проект, однако, по словам политологов, был выбран не самый лучший для этого способ. «Консорциум, занимающийся реализацией Nabucco, переориентировал газопровод со среднеазиатского газа на энергоресурсы Ирана, так как стало понятно, что Казахстан и Туркмения настроены пророссийски, — объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Однако к Ирану, а главное, к иранскому лидеру Махмуду Ахмадинеджаду очень жестко относятся в европейских станах, основных заказчиках Nabucco. Особенно негативно к иранскому президенту относятся в Германии, стране с самой крупной экономикой в Евросоюзе». Абзалов предупреждает, что выбор Ирана в качестве основного газового поставщика существенно усилит позиции Ахмадинеджада на мировой политической арене, а это в преддверии иранских президентских выборов может сыграть ему на руку. «А Запад пытается этого не допустить», — указывает политолог.
Таким образом, пока непонятно, будет ли в итоге Nabucco получать газ из Ирана, а если этого не случится, проект окончательно потеряет свой смысл. Кстати, тут также не обошлось без вмешательства России. «Наша страна лоббирует строительство газопровода из Ирана в Индию, — поясняет Дмитрий Абзалов. — Этот проект может оттянуть основной поток энергоресурсов и вновь оставить трубу Nabucco пустой».