Недовольные зарплатой и условиями работы таможенники Любельского воеводства Польши приняли решение прекратить акцию протеста. Об этом сообщил накануне глава таможенной службы Польши Яцек Доминик, передает агентство «Прайм-ТАСС». Забастовка была частично приостановлена благодаря вмешательству премьер-министра страны Дональда Туска, который провел встречу с руководителями таможенных служб трех воеводств — Подляского, Любельского и Подкарпатского, именно на их территориях за последние дни образовались многокилометровые пробки из грузовиков. Туск пообещал повысить заработную плату каждого сотрудника примерно на $200, причем повышение будет оформлено «задним числом», с первого января 2008 года.
Несколько дней забастовки, начавшейся на прошлой неделе, привели к фактическому блокированию границ Польши с Россией, Украиной и Белоруссией.
В понедельник очереди на польско-белорусской границе в районе погранпункта «Козловичи» достигли 60 км длины с польской стороны, с обратной — 15 км. Проблемы с проходом через границу наблюдались и на польско-украинской границе. В Дорохуске близ Украины скопились около полутора тысяч трейлеров. Не лучше ситуация сложилась и на польско-российской границе, где ждать досмотра дальнобойщикам пришлось по несколько суток.
«На всех международных пунктах пропуска, что действуют на российско-польском участке границы в Калининградской области, с польской стороны в понедельник работал лишь один сотрудник таможни. При этом поляки пропускают через границу только груженые автопоезда, а порожние машины и легковой автотранспорт заворачивают», — сообщила «Интерфаксу» в понедельник пресс-секретарь Багратионовской таможни Елена Синявская, отметив, что с российской стороны очередей нет.
Калининградская железная дорога была вынуждена в пятницу вообще отменить курсирование поезда Калининград — Гдыня и прицепного беспересадочного вагона до Берлина. Из-за этого 30 пассажиров не смогли попасть в Польшу и Германию, а 558 грузовых вагонов, которые должны были быть доставлены в Польшу, скопились на российской стороне. В воскресенье в Калининграде была открыта продажа билетов в Польшу и Германию и вновь стал курсировать поезд Калининград — Гдыня. Ко вторнику железнодорожное сообщение было уже полностью восстановлено, передает РИА «Новости» сообщение «Российских железных дорог»: «Поезда сообщением Москва — Берлин, Москва — Варшава и прицепные вагоны, следующие в этом направлении (пересекающие польскую границу), курсируют согласно расписанию, без задержек».
Причиной саботажа польских таможенников стала низкая заработная плата (примерно 12 тысяч рублей).
Забастовка привела к значительным потерям грузоперевозчиков. Российские компании в результате простоя на польско-белорусской границе лишаются около 75 тыс. евро ежедневно, передал в понедельник «Интерфакс» слова представителя пресс-службы Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Антонина Камчатова. Каждый из перевозчиков ежедневно теряет около 300 евро.
Для улучшения мотивации работников и скорейшего сокращения очередей на границах премьер-министр Польши Дональд Туск постановил также оплачивать сверхурочные часы, а не только давать за них отгулы. Впрочем, для возвращения на работу всех сотрудников таможни и сокращения приграничных очередей потребуется еще несколько дней.