Эталонная нефтяная марка Brent в ближайшем будущем может уступить свои позиции. Например, в феврале объем ее поставок сократится на 8% — до 184 тысяч баррелей в сутки. В результате на рынок поступит 5,35 млн баррелей нефти Brent.
Падение происходит из-за ускоряющегося процесса истощения нефтяных месторождений в Северном море.
Brent является одной из четырех марок углеводоров (другие — Forties, Oseberg и Ekofisk), которые добываются в Северном море. Также в мире существует множество других марок нефти. Однако из-за позиции лондонского Сити как одного из ведущих деловых центров мира марка Brent в свое время стала эталоном для определения цен на 75% нефтяных сортов, продаваемых на мировых товарных биржах. Цена Brent влияет и на нефть, которая добывается в России.
Последнее время некоторые участники рынка все чаще высказывают мнение, что в результате падения статуса марки Brent биржи стран Персидского залива, России, Азии и Африки могут перейти на новый стандарт. В принципе, мировое нефтяное сообщество может выбрать любую известную марку, и, вполне возможно, разные страны — производители нефти будут лоббировать свои марки.
В этой ситуации у российской нефти, продажи которой растут, есть хороший шанс стать мировым эталоном.
По прогнозам одного из операторов Лондонской биржи, для Европы эталоном могла бы стать марка нефти REBCO, которая будет котироваться на создаваемой в настоящее время в Санкт-Петербурге российской нефтяной бирже, передает ИТАР-ТАСС.
Однако российские эксперты с сомнением относятся к подобным прогнозам. «Говорить о том, что REBCO станет новым эталоном, не совсем правомерно. REBCO — исключительно российский проект, и пока недостаточно рычагов влияния, чтобы он смог конкурировать на мировых биржах с более известными марками», — считает аналитик ИК «Финам» Константин Рейли.
При этом участники рынка не исключают, что со временем REBCO, несомненно, будет набирать обороты.
«В целом в обозримом будущем и REBCO, и Urals могут существенно потеснить Brent», — прогнозирует эксперт ИК «Проспект» Александр Кузнецов.
Этому есть простое объяснение. «Основные производители марки Brent — Норвегия и Великобритания, — рассказывает аналитик «КИТ-Финанс» Константин Черепанов. — С 2000 года добыча нефти этими странами в среднем снижается на 5% ежегодно. И в дальнейшем эта тенденция только усилится. В 2006 году общая добыча составила 200 млн тонн. А экспорт российской нефти Urals в Европу в этом же году составил 290 млн тонн, то есть на данный момент на европейском рынке российских углеводородов больше, чем собственно добытых европейскими производителями. Поэтому в идее сделать российскую марку новым эталоном для определения цены, безусловно, есть своя логика».
Однако в этом случае придется пересматривать всю систему мирового нефтяного ценообразования. Дело в том, что успех Brent был обусловлен именно ее высоким качеством и более низкая цена на Urals объясняется тем, что в ней содержится слишком много серы. Появление REBCO связано с желанием российских властей продавать свою нефть дороже — этот сорт должен быть более качественным. Напомним, что REBCO был придуман фактически по прямому указанию президента России. Для того чтобы эта марка избавилась от серы, в нее нужно перестать добавлять нефть, добытую, например, в Башкирии. Однако, как известно, вся российская нефть фактически смешивается в транспортной системе «Транснефти», и для исключения из этого процесса башкирского сырья нужно вложить огромные деньги для создания перерабатывающих мощностей. Поэтому, по мнению Рейли, не стоит сбрасывать со счетов и нефтяную корзину ОПЕК. Американская марка WTI тоже может еще долго оставаться одним из главных мировых ценовых ориентиров.