Новым владельцем блокпакета ГМК «Норильский никель» станет «Русал» Олега Дерипаски. Холдинг «Интеррос», представляющий интересы Владимира Потанина, не будет выкупать блокирующий пакет акций ГМК «Норильский никель» у группы «Онэксим» Михаила Прохорова, заявил в пятницу гендиректор «Интерроса» Андрей Клишас. Чуть позже на сайте «Русала» появилась информация, что сделка о покупке блокпакета ГМК у группы «Онэксим» состоялась. В сообщении особо отмечается, что цель сделки — создание первой в России глобальной диверсифицированной горно-металлургической корпорации.
Еще месяц назад Михаил Прохоров предложил своему бывшему бизнес-партнеру Владимиру Потанину, также владельцу блокпакета ГМК, выкупить у него 25% бумаг по цене $15,7 млрд. Времени на раздумья партнеру давалось ровно месяц — срок оферты истекал именно 21 декабря. При этом Прохоров сразу нашел и второго потенциального покупателя: его фонд «Онэксим» договорился с «Русалом» о продаже блокпакета ГМК в обмен на 11% «Русала» и денежные средства.
Размер денежной части выплат не оглашался, однако, по оценкам аналитиков, она составляет $7–9 млрд.
Кроме того, представитель «Онэксима» получил бы место в совете директоров алюминиевой компании. Соглашение с «Русалом» должно было вступить в силу при условии отказа Потанина от совершения покупки.
Так и случилось: Потанин не смог найти необходимые $15 млрд, несмотря на попытки привлечь кредиты за рубежом. На этой неделе газета The Times сообщила, что банк Citigroup не смог синдицировать для бизнесмена кредит на $10 млрд из-за мирового кризиса ликвидности. В России, впрочем, нашлись банки, оказавшие поддержку бизнесмену: это, в первую очередь, ВТБ-24, предоставивший кредит на $3, 47 млрд — максимальную сумму, которую банк может предоставить в долг без вынесения этого вопроса на собрание акционеров. «Скорее всего, за этим решением банка стоят определенные группы влияния, связанные с министром финансов Алексеем Кудриным», — считает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Именно Кудрин, кстати, является членом наблюдательного совета алмазодобывающей компании АЛРОСА, которая еще пару лет назад считалась основным претендентом на покупку ГМК.
Тогда, по данным аналитика, Потанин всерьез намеревался продать «Норильский никель» именно АЛРОСА, однако Прохоров, бывший в то время председателем совета директоров никелевой компании, этому резко воспротивился.
Фактически это может означать попытку создания коалиции против Олега Дерипаски, поскольку он для Владимира Потанина явно нежелательный партнер в «Норникеле», полагает Абзалов. Не случайно Потанин уже сейчас пробует докупить 8% «Норникеля», которыми Потанин и Прохоров владеют через фонд «КМ Инвест», — таким образом он хочет создать паритет в совете директоров ГМК.
Борьбу за контрольный пакет «Норильского никеля» между Потаниным и Дерипаской аналитики считают одной из главных интриг грядущего года. Впрочем, шансов у Дерипаски явно больше: он обладает куда большими как финансовыми, так и административными ресурсами.
Однако Потанин не останется внакладе: в случае продажи своего пакета Дерипаске он получит значительные финансовые средства, плюс за ним может остаться контроль в «Полюс-Золоте» с капитализацией более $10 млрд. Впрочем, вряд ли золотодобывающая компания заменит предпринимателю ГМК, который принес ему огромную прибыль.
Действительно, «Норникель» достался предпринимателю в 1990-х почти за бесценок: бизнесмен купил 38% акций «Норильского никеля» за $170 млн.
Сейчас эти 38% стоят порядка $20 млрд.
Купить компанию за такие деньги удалось благодаря предложенному именно Потаниным механизму залоговых аукционов. Эти аукционы, прошедшие в середине 90-х годов, были способом передачи в частные руки крупных предприятий в залог в обмен на кредитование государства частными структурами. Именно Потанин в 1995 году предложил правительству кредит 9 триллионов рублей под залог пакетов акций элитных акционерных обществ. В ходе залоговых аукционов 1995 года его «ОНЭКСИМ Банк» и МФК приобрели госпакеты нефтяной компании СИДАНКО, РАО «Норильский никель», ОАО «Новороссийское морское пароходство» (с участием структур Бориса Йордана), Новолипецкий металлургический комбинат (совместно с Владимиром Лисиным), а также ОАО «Северо-Западное пароходство». В апреле 1996 года Потанин правительственным распоряжением был назначен членом совета директоров РАО «Норильский никель». Несколько месяцев спустя он был избран членом совета директоров и занимал этот пост до июня 1998 года.
История бизнес-отношений Потанина и Прохорова началась в 90-х годах, когда они вместе работали в Международном банке экономического сотрудничества. Первоначально Потанин пригласил Прохорова в свои структуры в качестве способного управленца, однако со временем менеджер получил и свою долю в бизнесе. В 2001 году он возглавил «Норникель» и фактически заработал себе долю в компании успешным ее управлением: за это время стоимость компании выросла в 10 раз — с $3 млрд до $30 млрд.
Все это время Олег Дерипаска присматривался к «Норникелю» и в 1997 году даже был близок к тому, чтобы стать его крупным акционером. Однако это удалось ему только сейчас и благодаря Прохорову.
По информации «Газеты.Ru», именно Прохоров примерно год назад изъявил желание расстаться с пакетом в беседе с одним из высокопоставленных сотрудников администрации президента.
После чего сделка начала прорабатываться. По информации «Газеты.Ru», в мае этого года решение о том, что пакет отойдет Дерипаске, было принято. Таким образом, эта сделка, как и многие подобные, получила одобрение у политического руководства страны. Поэтому шансы Потанина победить в начинающейся войне акционеров «Норникеля» сейчас выглядят не очень высокими.
Акции ГМК в пятницу на биржах были подвержены серьезным колебаниям: на новостях об отказе «Интерроса» приобретать блокпакет Прохорова бумаги упали почти на 2%, затем, когда «Русал» подтвердил соглашение о покупке пакета, акции компании сразу выросли. На закрытие торгов на РТС бумаги «Норникеля» оказались в плюсе, прибавив, правда, только 0,9%.