Казахстан по примеру Туркмении и Узбекистана решил поднять закупочные цены на свой газ. Агентство «Интерфакс», ссылаясь на источник в нефтегазовой отрасли страны, сообщает, что казахи, ориентируясь на мировые тенденции роста газовых цен, рассматривают возможность поднять расценки и на свой газа.
По неподтвержденной информации, цены могут подняться до $190 за 1 тыс. куб.м, что на $45 больше нынешней цены.
Именно с Казахстана в текущем году пошла волна повышения цен на газ из среднеазиатских стран. Еще весной республика подняла закупочные цены со $100 до $145 за 1 тыс. кубов. До конца осени никто из соседей Казахстана не решался последовать его примеру, однако в ноябре заявил о своем намерении поднять цены основной газовый партнер России в Средней Азии — Туркменистан. Туркменская сторона захотела повышения на 30%, до $130 за 1 тыс. куб. м, и «Газпром» был вынужден на это согласиться. Однако $130 — это лишь цена на первое полугодие 2008 г., а со второго полугодия тысяча кубов туркменского газа будет стоить уже $150.
А уже с 2009 года Туркменистан намерен определять цену на свой газ, исходя из рыночной формулы, что, по расчетам аналитиков, поднимет цену примерно до $200.
По мнению экспертов, покладистость «Газпрома» была вызвана тем, что Туркмения необходима России как партнер для реализации проекта Прикаспийского газопровода. России выгодно «привязать» к себе Туркменистан посредством этой газовой трубы, но Туркмения может выбрать и альтернативный американо-европейский проект Nabucco. Чтобы удержать пророссийский настрой Туркменистана, «Газпром» был вынужден пойти на повышение закупочных цен.
Впрочем, эксперты ожидают, что Туркмения попытается работать сразу и по Прикаспийской трубе, и по Nabucco, вопрос лишь в том, хватит ли у республики для этого сырья.
И успеют ли участники Nabucco реализовать свой проект раньше, чем Прикаспийский газопровод.
Вслед за Туркменией эстафету принял Узбекистан. «До конца 2007 г. цена будет $100 за 1 тыс. куб. м, а в декабре мы проведем переговоры о ее повышении», — заявил представитель компании «Узбекнефтегаз».
Размеры повышения не были названы, но, по ожиданиям экспертов, Узбекистан, как и Туркмения, будет настаивать на 30% прироста, а впоследствии — и на 50%.
Если информация, что Казахстан также намерен поднять цены, подтвердится, это замкнет «среднеазиатский круг». По оценкам экспертов, торопиться с повышением тарифа казахская сторона не будет. «В данный момент для Казахстана поднимать газовые цены нецелесообразно, — считает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Вероятно, казахская сторона решится на дальнейшее повышение лишь к середине следующего года, когда вступит в силу договоренность с Туркменией о $150 за 1 тыс. кубов».
Практически единовременное повышение цен в ближайшем будущем может принципиально изменить энергетический рынок Европы и большой части Азии. Эксперты отмечают, что такое выступление Средней Азии единым фронтом вызвано, прежде всего, желанием этих стран компенсировать свое неучастие в ряде проектов. «Казахстан, Узбекистан и особенно Туркменистан вынужденно не принимали участие во многих проектах, альтернативных Прикаспийскому газопроводу, — объясняет заместитель гендиректора Центра политических технологий Сергей Михеев. — Это и Nabucco, и возможные поставки газа в Китай, и ряд более мелких. Россия может компенсировать это упущение странам Средней Азии только повышением закупочных цен, чем они и воспользовались». Михеев не исключает, что инициатива Казахстана может стать далеко не последней, и повышение цен может пойти по второму кругу, если Россия согласится на $190 для Казахстана, а Туркмения решит, что продешевила и потребует поднять цены снова.
«В странах Средней Азии понимают, что если мы откажемся от их условий, у нас будут проблемы с поставками в Европу и на Украину, поэтому Казахстан, Узбекистан и Туркмения будут продолжать постоянно повышать цены, — считает политолог. – В любом случае, есть европейский уровень цен на газ, и именно к этому «потолку» будет тянуться Средняя Азия». Однако реально достичь европейского уровня для Казахстана, Узбекистана и Туркменистана будет невозможно, так как «Газпром» работать в убыток себе не станет. Таким образом, с каждым повышением цены на среднеазиатский газ будет соответственно вырастать цена для европейских потребителей.
Действия среднеазиатских республик уже напрямую ударили по Украине, ведь именно туркменский газ в основном и идет здешним потребителям через компанию «РосУкрЭнерго», которая «смешивает» на российско-украинской границе российский и среднеазиатский газ. С его подорожанием цены для Украины взлетели, что не может не отразиться на украинской экономике. Впрочем, все оказалось пока не так страшно, и вместо ожидаемых $200 за 1 тыс. кубов украинская сторона, согласно заключенному во вторник соглашению, будет покупать газ по $179,5. Правда, потенциальный премьер Украины Юлия Тимошенко уже заявила, что если придет к власти, то откажется от услуг «РосУкрЭнерго». Однако в этом случае цена может и увеличиться.
Изменит политика среднеазиатских республик и ситуацию на европейском рынке. Уже в следующем году газ для Европы значительно подорожает. По словам зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева, рост цен на газ для европейских потребителей в будущем году составит 17% — до $300--$350 за 1 тыс. куб.м. Правда, Медведев объясняет это высокой стоимостью нефти и тем, что цены на газ в долгосрочных контрактах привязаны к расценкам на нефтепродукты. Однако действия азиатских партнеров неизбежно будут использоваться «Газпромом» на переговорах с европейскими потребителями — представители холдинга будут еще более активно отвергать обвинения в том, что именно монополия манипулирует ценами на газ в Европе.
В этих условиях Европа может начать поиск альтернативных источников энергии и массовое внедрение энергосберегающих технологий. По этому поводу многие эксперты вспоминают, как во времена нефтяного кризиса 70-х развитым странам пришлось научиться экономить бензин. А если Европа снизит потребление газа, Россия потеряет рычаги влияния на энергетический рынок.