Российская компания Sup Fabrik покупает блог-сервис Livejournal. На данный момент сумма, которую SUP заплатил предыдущему владельцу портала – компании SixApart, не разглашается. SUP уже обнародовал программу своих действий в ближайшее время – «100 дней», которая, как говорится в заявлении компании, должна привести к увеличению скорости работы сайта, улучшению удобства его использования, а также росту «социализации» проекта.
Компания SUP, которую создали российский финансист Александр Мамут и бизнесмен Эндрю Полсон, известный как создатель издательского дома (ИД) «Афиша», заявила о себе в октябре 2006 года, когда она объявила о покупке прав на обслуживание кириллического сегмента Livejournal.com, в России более известного как «Живой Журнал», или ЖЖ. Тогда речь шла о 681 тысяче аккаунтов, зарегистрированных в России, странах СНГ, Болгарии, Монголии и Македонии, а также везде, где есть русскоязычные общины.
В самом русскоязычном ЖЖ эта покупка вызвала шквал возмущения в связи с якобы существовавшей угрозе «свободе слова» на страницах этого ресурса.
Дело в том, что в ЖЖ существует множество блогов на политические темы, в том числе резко оппозиционных. Их владельцы подозревали SUP в желании уничтожить «независимый ресурс». Однако уже тогда директор по блогам компании Антон Носик заявил, что сервер с содержанием блогов русского ЖЖ не будет доступен российским силовым структурам.
За то время, пока SUP владел русским ЖЖ, число русскоязычных пользователей сервиса, по данным самой компании, выросло до 1,23 млн человек, а ежемесячный прирост аккаунтов составляет 45–60 тысяч в месяц.
При этом некоторые эксперты отмечают падение интереса к ЖЖ в России на фоне лавинообразного прироста пользователей социальных сетей. В частности, сеть «Одноклассники» заявляет о 6 млн пользователей, а «ВКонтакте» — о 3,5 млн. Более того, на страницах самого ЖЖ появились сообщества, которые весьма критически отзываются о сервисе «Одноклассники».
Однако в самой компании не считают, что Livejournal конкурирует с социальными сетями.
«На уровне компании мы не конкурируем с социальными сетями, а наши пользователи высказываются прямо противоположно — есть те, которым «Одноклассники» нравятся, есть те, которым нет», — сказал корреспонденту «Газеты.Ru» Антон Носик. По его словам, функциональные возможности этих ресурсов разные. По мнению аналитика ИК «Финам» Леонида Делицына, несмотря на разность возможностей и потребностей, которые люди реализуют с помощью этих ресурсов, они конкурируют как рекламные площадки. По его данным, Livejournal сейчас проигрывает по популярности всем крупным социальным сетям – таким как Facebook, MSN Spaces и MySpace. Впрочем, Делицын не считает, что потенциал таких ресурсов корректно измерять с помощью количества аккаунтов. «Они (аккаунты – «Газета.Ru») в подавляющем большинстве бесплатные, поэтому для рекламодателей интересно лишь количество посещений страницы», — замечает он.
По мнению президента «Ассоциации Интернет и Бизнес» Алексея Беляева, эти проекты конкурируют потому, что у рекламодателя не так много возможностей для охвата максимально широкой аудитории.
По словам Делицына, стоимость сделки может колебаться между $20 и $40 млн. Однако, по мнению эксперта, сделка могла не включать в себя денежную составляющую. «В течение года команда SUP работала над функциональными возможностями проекта, поэтому в SixApart, возможно, уже отошли от реального контроля за ним», — отмечает Делицын.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», отмечают, что SUP готов уделить проекту больше внимания, чем предыдущий владелец. «Для SixApart LJ — лишь один из бизнесов, в то время как для SUP это главный проект», — замечает Беляев. «SixApart не очень понимал, что делать с этим проектом, а SUP может сделать из него полноценный бизнес», — говорит Делицын.