Пример Туркмении оказался заразителен. Узбекистан тоже решил поднять закупочные цены на свой газ. Как сообщает РИА «Новости», ссылаясь на источник в компании «Узбекнефтегаз», в декабре узбекская сторона намерена провести переговоры с Россией о повышении цены на газ из Узбекистана в следующем году. «До конца 2007 года цена будет $100 за 1 тыс. куб. м, а в декабре мы проведем переговоры о ее повышении», — заявил источник.
На сколько именно подорожает газ, он не уточнил, однако отметил, что Узбекистан при формировании цены намерен перейти от региональных параметров к мировым.
По прогнозам аналитиков, узбекский газ подорожает так же, как и туркменский. «Очевидно, Узбекистан будет настаивать на тех же условиях, что и Туркмения, — говорит начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. — $130 за 1 тыс. куб. м в первом полугодии 2008 года, $150 – во втором , и начиная с 2009 года цена будет определяться по формуле». Разуваев уточнил, что узбекская цена по формуле (как и туркменская) будет несколько ниже, чем, например, по формуле, которую «Газпром» использует для Европы. Это связано с тем, что Туркмения и Узбекистан ближе к России, чем страны Европы. Поэтому затраты на транспортировку не столь велики, соответственно, итоговая цена снижается.
А вот по оценкам Натальи Мильчаковой из ФК «Открытие», узбекская сторона будет настаивать на несколько меньшей цене.
По мнению эксперта, Узбекистан может повысить цену до $115–120 за 1 тыс. куб. м.
По словам представителя «Узбекнефтегаза», намерение поднять цены связано с тем, что российский «Газпром» пошел навстречу Туркмении, когда она заявила о желании продавать свой газ дороже. По словам Разуваева, Узбекистан имеет на это полное право. «Конъюнктура газового рынка сейчас «бычья» — цена на газ растет вслед за ценой на нефть, — объясняет аналитик. — «Газпром» продает газ в Европу по цене выше $200 за 1 тыс. куб. м, а у Туркмении и Узбекистана закупает его по $100. Вполне логично, что страны Средней Азии в соответствии с конъюнктурой повышают цены на свой газ».
Аналитики сходятся во мнении, что Россия согласится с новыми условиями Узбекистана. «Газпром» пойдет на это легко: повышение цены на узбекский газ отразится не на России, а на потребителях Украины, которые получают газ из Средней Азии от «РосУкрЭнерго», — говорит Мильчакова. Не стоит забывать и про политику. «Согласившись с новыми ценами, Россия подтвердит свою репутацию надежного делового партнера, «большого брата» для Узбекистана, — поясняет Разуваев. — В то время как отказ от условий узбекской стороны может эту репутацию серьезно подпортить, особенно если учесть, что с туркменами «Газпром» уже договорился. Поэтому Россия, скорее всего, «даст добро».
Повышение цены узбекского газа практически никак не скажется на потребителях топлива на Украине: фактически все уже сделала Туркмения, подняв свои цены. «Доля газа из Узбекистана в российских поставках на Украину несравнима с долей Туркмении, — объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — Большая часть узбекского газа идет собственно в Россию, а не на Украину, поэтому рост цены на него роли не сыграет».
Эксперт обратил внимание на другой аспект — возможность для «Газпрома» укрепить свои позиции в Европе. «Глава монополии Алексей Миллер уже заявил, что в следующем году цена на российский газ для Евросоюза может вырасти до $350 за 1 тыс. куб. м, — напоминает Абзалов. — И инициативы Туркмении и Узбекистана лишь помогут «Газпрому» мотивировать эти цены, не опасаясь обвинений в их намеренном завышении».
«Ведь если дорожает газ, который закупает «Газпром», должен дорожать и газ, который «Газпром» продает».
Третьей страной в Среднеазиатской регионе, которая поставляет России газ, является Казахстан. Однако, по словам экспертов, эта республика сейчас вряд ли пойдет по стопам соседей. В первую очередь из-за того, что именно с Казахстана и началась волна повышения газовых цен. Еще весной казахская сторона подняла цены на свой газ, и сейчас Россия платит Казахстану $145 за 1 тыс. куб. м. «В данный момент для Казахстана поднимать газовые цены нецелесообразно, — считает эксперт Абзалов. — Вероятно, казахская сторона решится на дальнейшее повышение лишь к середине следующего года, когда вступит в силу договоренность с Туркменией о $150 за 1 тыс. куб. м».