Соглашение по Прикаспийскому газопроводу практически подписано. По словам вице-премьера РФ Сергея Нарышкина, документы о создании трубопровода находятся в завершающей стадии подготовки, однако на проходящем сейчас в Ашхабаде заседании Совета глав правительств эта тема не обсуждалась.
Именно подробностей соглашения о Прикаспийском газопроводе ожидали эксперты от визита российского премьера Виктора Зубкова в Туркменистан. Вице-премьер заявил, что в скором времени можно ожидать подписания всех необходимых документов.
«Очевидно, реализация проекта Прикаспийского газопровода обсуждалась в ходе более ранних визитов в Туркменистан самого Нарышкина, — объясняет заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Именно Нарышкин отвечает за этот проект и имеет право личного доклада президенту. В связи с этим следует отметить, что окончательно договор будет заключен на самом высоком уровне».
Эксперт обратил внимание на то, что «почти подписанные документы» — это еще не «подписанные документы», и пока рано говорить об окончательном заключении соглашения.
«Тем не менее с высокой долей вероятности окончательное решение будет принято, — говорит политолог. – Нынешняя ситуация с соглашением дает слишком мало возможностей для маневра».
В вопросе газопроводов Туркменистан уже долгое время выбирает между российским проектом и проектом Nabucco, делая реверансы в обе стороны. Напомним, что Nabucco должен пройти в обход России. По мнению экспертов, таким образом президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов пытается получить все возможные выгоды от всех участников переговоров. Сейчас, судя по всему, чаша весов склонилась на сторону России. «Наш проект реализовать проще, — объясняет Макаркин. – Дело в том, что у Nabucco есть ряд политических ограничителей, набор разных, зачастую противоречащих друг другу интересов Азербайджана и Турции. Кроме того, окончательно не решен вопрос, на какие поставки ориентировать Nabucco – из Туркменистана или из Ирана. В проекте Прикаспийского газопровода таких сложностей нет».
Тем не менее, по словам эксперта, только российским проектом Туркменистан вряд ли ограничится. «Туркмения постарается диверсифицировать пути поставок своего газа, используя как Прикаспийский, так и трубопровод Nabucco, — считает Макаркин. – Однако тут возникает вопрос – а хватит ли у Туркменистана газа, чтобы поставлять его по обеим трубам?».
Проект Прикаспийского газопровода весьма привлекателен для Туркменистана, однако заявление Сергея Нарышкина еще не значит, что документы действительно будут подписаны. «Согласившись на российский проект, Туркмения получит прочный рынок сбыта и надежного партнера в лице России, экономические выгоды для Туркменистана очевидны, — рассуждает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – Однако вместе с тем республика будет плотно привязана к российской газотранспортной системе и потеряет возможность играть на противоречиях контрагентов, как это могло бы быть в случае с Nabucco. Поэтому далеко не факт, что Туркменистан подпишет соглашение с Россией».
Абзалов напомнил, что в прошлом Нарышкин уже не раз заявлял о достижении договоренностей с Туркменией, однако заявления эти не всегда соответствовали истине. «Именно Нарышкин летал договариваться о поставках туркменского газа «Газпрому» в период, когда Гурбангулы Бердымухаммедов только осваивался с президентским креслом. — напомнил эксперт. — Нарышкину договориться не удалось, и на переговоры пришлось лететь уже Владимиру Путину».
Учитывая прошлые попытки Сергея Нарышкина договориться с туркменской стороной, Абзалов не исключает, что его нынешнее заявление – лишь попытка укрепить свои позиции перед парламентскими выборами, доказать как чиновнику, отвечающему за газовые переговоры с Туркменистаном, свою полезность.
«Вероятно, окончательное решение о Прикаспийском газопроводе будет принято в середине декабря, уже после парламентских выборов, поэтому сейчас Нарышкину важно удержаться на своей позиции», — говорит Дмитрий Абзалов.