Ассоциация GSM (GSMA) и компания Microsoft объявили о старте конкурса на разработку первого ноутбука со встроенным HSDPA-чипом, который позволит пользоваться интернетом через сети третьего поколения (3G) сотовых операторов. Ожидается, что ноутбук будет ориентирован на массовый рынок.
Сейчас ноутбуком, позволяющим почти в любом месте выйти в интернет, никого не удивишь – сделать это можно с помощью технологии WiFi. В Европе уже почти каждый отель или ресторан оборудованы точкой WiFi-доступа. В крупных российских городах, прежде всего в Москве, WiFi тоже можно легко найти.
Такие услуги доступа в сеть, как правило, бесплатны, и ими иногда могут пользоваться жители близлежащих домов.
Однако сотовые операторы имеют большую зону покрытия, чем базовые станции WiFi. Это означает, что по мере развертывания сетей 3G, пользователи подобных ноутбуков смогут подключаться к интернету практически из любой точки мира.
Предполагается, что вместе с ноутбуком покупатель будет одновременно приобретать тарифный план сотового оператора на интернет-трафик.
Инициативу GSMA и Microsoft поддержали 12 мировых сотовых операторов, в том числе и российский «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»). Список других участников выглядит весьма солидно — Orange, Telecom Italia, O2, TeliaSonera, Turkcell, Vodafone. Ряд производителей ПК тоже выразили заинтересованность в проекте, например, Asus, Dell, Fujitsu Siemens, Lenovo. Победитель конкурса на разработку ноутбука с мобильным интернетом будет объявлен в феврале 2008 года в Барселоне.
В своем решении GSMA и Microsoft опирались на данные отчета аналитического агентства Pyramid Research. По мнению экспертов, в 2008 году потребность в таких устройствах на массовом рынке будет около 70 млн штук. Правда, стоить такое устройство должно от $500 до $1000. Предположительный объем рынка — $50 млрд.
Пресс-секретарь «Вымпелкома» Елена Прохорова рассказала «Газете.Ru», что пока рано обсуждать стоимость трафика, схему дележа прибыли между производителями компьютеров и операторами и срок вывода продукта на конкретный рынок. «Исследование выявило потребность в таких устройствах, и предполагаемый объем рынка достаточно велик. К тому же есть готовность среди производителей ПК, софта и операторов создать такой продукт и продвигать его совместными усилиями на рынке», — сообщила Прохорова.
Другие российские операторы пока не присоединились к этому проекту, но с интересом рассматривают такую возможность. По словам пресс-секретаря МТС Ирины Осадчей, оператор внимательно изучает все инновации на данном рынке и оценивает на самом начальном этапе перспективы их реализации. «На данный момент мы работаем с ведущими компаниями в этой области и изучаем возможности создания решений для использования на ноутбуках со встроенным 3G функционалом», — сообщила Осадчая.
Руководитель пресс-службы ИК «Финам» Владислав Кочетков считает, что у проекта неплохие шансы. «У задействованных компаний огромные маркетинговые возможности, и они смогут продать даже больше, чем 70 млн лэптопов с мобильным доступом в интернет», — считает аналитик.
Среди сдерживающих факторов Кочетков отмечает конкуренцию со стороны смартфонов.
Однако аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов рассказал «Газете.Ru», что ноутбуки с мобильным интернетом и смартфоны займут разные ниши: смартфоны предпочтут те, кому важна компактность, а ноутбуки будут пользоваться спросом в корпоративном секторе для деловых поездок.
Заинтересованность операторов в проекте вполне понятна, уверен Анкилов: «Рынок голосовых услуг уже насыщен и операторы ищут новые источники доходов». Кочетков добавляет, что 3G cети не окупаются и провайдеры связи пытаются найти альтернативные способы, чтобы заработать на них. «Что касается «Выпелкома», то он строит 3G сети не только в России, но и в Узбекистане, поэтому участие в инициативе GSMA для него особенно важно», — говорит аналитик «Финама».
«В России так или иначе такие ноутбуки появятся сразу после их выхода на мировой рынок, но покупать их будет иметь смысл не ранее середины 2009 года, когда будут построены 3G-cети», — рассказал Кочетков «Газете.Ru».