Ни один российский корпоративный сайт не попал в сотню лучших европейских страниц крупных компаний. Таковы результаты исследования, которое уже в одиннадцатый раз проводит шведская компания Halvarsson&Halvarsson (H&H). Наиболее удобным признан сайт итальянской Telecom Italia, получивший 89 баллов из 100 возможных. На втором месте расположилась испанская нефтяная компания Repsol, набравшая 88,75 балла, на третьем итальянский банк UniCredit с 87,75 балла.
Специалисты компании оценивают более 500 корпоративных сайтов, размещенных в европейских доменных зонах, из которых затем они выбирают 165 самых удобных страниц. Как говорится в комментариях компании к отчету, H&H рассматривает корпоративные сайты как способ коммуникации с миром. В числе специалистов, оценивающих сайты для H&H, бизнес-журналисты, аналитики, инвесторы.
Основными показателями для формирования рейтинга являются предоставление финансовой информации, также учитываются наличие общих данных о корпорации и корпоративном управлении, информации для прессы, интерактивность сайта.
Напомним, что год назад, как и в 2005 году, лучшей была признана корпоративная страничка голландской логистической компании TNT, в этом году оказавшаяся лишь четвертой. Также обращает на себя внимание и провал французских компаний — так, в число 40 лучших страниц в Европе вошел лишь сайт аэрокосмической EADS.
Как и в прошлом году, лучшим российским игроком остается «ЛУКойл». Компания получила лишь 52,5 балла из 100, что позволило ей оказаться лишь на 105–106-м месте — рядом с французской корпорацией Total. «Норильский никель» занял 130-е место с 48,25 баллами, «Газпром» оказался на 145-м месте — в активе компании лишь 43 балла. Кроме того, в список попали еще «Сургутнефтегаз» и Сбербанк, которые заняли соответственно 156-е и157-е места. В прошлом году, впрочем, показатели были ненамного выше: «ЛУКойл» тогда оказался на 102-й позиции.
Остальные компании год назад также оккупировали нижние позиции рейтинга.
Главным недостатком российских корпоративных сайтов следует считать неоперативность: так, к примеру, на сайте «Сургутнефтегаза» последняя новость датируется 4 июля 2007 года. Задерживаются и обновления англоязычной версии сайта «ЛУКойла» (в компании, правда, утверждают, что «ведут работу» по устранению этого недостатка).
По словам главы отдела исследований H&H Марка Эрикссона, столь низкие места российских сайтов объясняются тем, что крупные компании просто не обращают на них должного внимания: «В результате, англоязычные версии русских корпоративных сайтов малоинформативны, однако их придется улучшать, если компании захотят привлечь иностранный капитал». Косвенно слова Эрикссона находят подтверждение: так, в пресс-службе того же «ЛУКойла» заявили, что для них выход рейтинга Halvarsson стал новостью. «Мы прочтем об этом у вас», — сказали в компании.
Впрочем, представители крупных компаний не выражают недовольства. В пресс-службе «ЛУКойла» выразили удовлетворение тем, что компания опередила в рейтинге H&H конкурентов. В пресс-службе «Норильского никеля» также отметили второе место компании в России. При этом начальник пресс-службы компании Игорь Петров заметил, что на место «Норильского никеля» в рейтинге, в частности, влияет профиль компании.
«Все-таки для банков или для телекоммуникационных компаний сайт имеет большее значение — эти компании ориентированы на потребителя», — замечает Петров.
Впрочем, по словам Петрова, компания будет развивать свое интерактивное лицо. Так, по его словам, в начале 2008 года «Норильский никель» планирует запустить новый дизайн сайта. «Кроме того, мы проявляем активность в блогосфере, где другие крупные компании не так активны», — добавляет он.
«Стоит отметить, что подобные рейтинги специфичны — они предъявляют к российским корпоративным сайтам иные требования, чем сами компании», — говорит аналитик ИК «Финам» Леонид Делицын.
Так, по его словам, способность через сайт привлечь иностранного инвестора, о которой говорит глава шведского проекта, для российских игроков не актуальна.
«Наоборот, россияне сейчас сами покупают активы за рубежом», — напоминает Делицын.
Однако Делицын убежден, что со временем странички российских компаний в интернете улучшатся. «Пока интернет еще не стал настолько повседневным инструментом, как в Европе и в США, поэтому компании используют другие способы коммуникации с общественностью», — резюмирует эксперт.