Вечером 7 ноября зрители телеканала «Имеди» могли в прямом эфире наблюдать за операцией грузинского спецназа по захвату офиса компании. В тот момент начальник информационной службы телеканала Георгий Таргамадзе в студии как раз просил международные организации дать оценку ситуации, отмечая при этом, что президент Грузии Михаил Саакашвили не объявлял о чрезвычайном положении, а дирекция телеканала не получала никаких сообщений из правоохранительных структур.
После этого в эфире было видно, как бойцы спецназа ворвались в студию, и вещание прервалось.
Получилось, что Таргамадзе фактически подсказал Саакашвили, как справиться с неугодной прессой. Президент чуть позже предложил ввести в стране чрезвычайное положение, которое вступило в силу в полночь с 7 на 8 ноября. Вслед за «Имеди» пропали из эфира и другие телеканалы: местный «Кавкасия», российские «РТР--Планета» и НТВ, и британский ВВС. Но если российские телеканалы вряд ли будут вступать в споры с грузинскими властями: они считают этот вопрос политическим, то владелец «Имеди» знаменитый медиамагнат Руперт Мердок серьезно обеспокоился судьбой своих грузинских инвестиций.
По информации «Газеты.Ru», Мердок направил официальное уведомление в Госдепартамент США о том, что его бизнес в Грузии оказался под ударом.
Пока неизвестно, как отреагировали в Госдепе на заявление Мердока, но разрешение ситуации теперь зависит именно от политических договоренностей. Следует отметить, что для Мердока грузинская проблема может стать вполне серьезной. Дело в том, что медимагнат известен вложениями в прибыльные, многотиражные и рейтинговые проекты, за счет которых он всегда стремился зарабатывать деньги, а не политические дивиденды. Газета Financial Times отмечает, что выход Мердока на рынок Грузии «выглядит так, словно группа (News Corp. — «Газета.Ru») попала в кавказское осиное гнездо». И втянул в это «гнездо» медиамагната предприниматель Бадри Патаркацишвили, который продал Мердоку контрольный пакет акций медиахолдинга «Имеди» 31 октября — как раз в разгар новых волнений в Грузии. Патаркацишвили владел 51% акций «Имеди». Остальные 49% были проданы News Corp. ещё в прошлом году.
Правда, стоимость компании вычислить пока не удается. Комментируя эту сделку, Патаркацившили не называет цену «Имеди», утверждая, что чуть ли не подарил Мердоку компанию во имя свободы слова. Грузинский предприниматель, в частности, заявил, что «возрастёт качество защиты, качество свободы журналистов и всех сотрудников телекомпании». При этом он не скрывал, что собирается финансировать оппозицию. Таким образом Патаркацишвили попытался подстраховаться, сделав владельцем оппозиционного телеканала «Имеди» крупного западного магната. А Мердок оказался втянут в бурную политическую жизнь Грузии.
Точно так же в 2001 году пытались спасти НТВ — тогда медиамагнат Тед Тернер чуть было не купил часть акций погибавшего канала.
Вероятно, если бы сделка состоялась, уничтожить «старое НТВ» оказалось бы невозможно.
Отметим, что, несмотря на жесткую критику «Имеди» в отношении Саакашвили, президент решился отключить канал от эфира, только когда противостояние с оппозицией вступило в фазу войны: с перестрелками и жестким подавлением акций протеста. Присутствие Мердока в «Имеди» все это время не позволяло Саакашвили просто закрыть канал.
Сейчас же Мердок несет финансовые потери из-за «Имеди». «В отличие от Патаркацишвили, Мердок не имеет в Грузии политического интереса, ему интересна сугубо финансовая выгода, — говорит заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Мердок наверняка сейчас раздражен на всех: и на Патаркацишвили, и на грузин. Он делает ставку на финансово выгодные проекты, не желая втягиваться в грузинскую политику». Это подтверждает и представитель корпорации News Corp. Марти Помпадур, глава News Corp. Europe, говоря, что роль компании в Грузии не политическая, а коммерческая.
По его словам, грузинский рынок рекламы растет на 30% в год, и News Corp. считает его выходом на весь кавказский регион.
News Corp. также рассматривает Грузию как плацдарм для экспансии в бывшие советские республики.
Однако эта экспансия пока привела к тому, что Мердоку пришлось участвовать в политических разбирательствах, которых он всегда старался избежать. Сейчас, обратившись в Госдеп США, Мердок надеется, что американское руководство, поддерживающее Саакашвили и оберегающее интересы крупного бизнеса США, сможет разрешить проблему.
По словам Макаркина, разменной монетой в данном споре может стать Бадри Патаркацишвили.
«Не исключаю, что Патаркацишвили могут отстранить от реального влияния на политику канала, — говорит эксперт. — Саакашвили важно, чтобы его политический противник утратил влияние на канал. Поэтому, чтобы гарантировать инвестиции Мердока и не уронить свою репутацию: все-таки американское правительство поддерживает Саакашвили именно как демократа, а не в правилах демократов закрывать телеканалы, --вероятнее всего, американцы настоят на возобновлении вещания «Имеди», но уже без Патаркацишвили».
Неизвестно, когда, в каком виде и в каком объеме вещание «Имеди» возобновится. Поэтому оценить убытки от его закрытия пока невозможно. Однако уже ясно, что считать эту инвестицию Мердока удачной не стоит. Если он захочет перепродать канал, то вполне возможно сделать это с выгодой у него уже не получится. К тому же вся эта история может нанести удар по мировой репутации медиамагната: в четверг акции компании Мердока на Лондонской бирже упали на 2,5%.