Microsoft добился успеха в борьбе с Google за долю в социальной сети Facebook. Как сообщила онлайн-версия американской газеты Business Week, Microsoft объявил о покупке части акций Facebook за $240 млн. По данным американской San Jose Mercury News (SJMN), доля Microsoft составит 1,6% акций сети. При этом Microsoft, как сообщает San Francisco Chronicle (SFC), ожидает того, что аудитория Facebook, ныне составляющая 50 млн пользователей, увеличится в четыре раза. Представители российского офиса Microsoft оказались недоступны для комментариев.
Также, как сообщает Business Week, это соглашение дает софтверному гиганту возможность размещать свои баннеры на неамериканских версиях Facebook, на которые приходится 60% всей аудитории сети. Ранее Microsoft достиг договоренности с компанией о размещении своих баннеров на американской версии до 2011 года.
Проект Facebook был основан в 2004 году.
Сейчас это вторая по величине социальная сеть в мире, уступающая лишь MySpace, которым пользуются 110 млн человек по всему миру.
Слухи об интересе к акциям Facebook со стороны крупных игроков рынка информационных технологий циркулировали давно. Чаще всего в качестве потенциальных покупателей фигурировали Microsoft и Google, однако в итоге выбор пал на софтверного гиганта. Ранее наиболее предметным было предложение от Yahoo! – в 2006 году, как сообщает SFC, глава Facebook Патрик Цуккерберг отказался продать свой сервис за $1 млрд.
В течение последних нескольких лет социальные сети вызывают большой интерес со стороны интернет- и медиакомпаний, стремящихся расширить свою аудиторию. В 2005 году News Corp., которой владеет австралийский медиамагнат Руперт Мэрдок, приобрела MySpace за $580 млн, что сейчас выглядит как покупка за бесценок. Также Мэрдок приобрел в мае 2007 года фотохостинг Photobucket за $250 млн.
В результате летом 2007 года аналитики, оценивая капитализацию MySpace, говорили о нескольких миллиардах долларов.
Правда, сейчас реальную стоимость Facebook оценить сложно. По словам директора по блогам компании SUP, владеющей русским сегментом ЖЖ, Антона Носика, капитализация Facebook – понятие достаточно условное. «Ее сложно посчитать с точки зрения классической бухгалтерии», — сказал Носик. По его словам, такие покупки интересны компаниям с многомиллиардной собственной капитализацией: «За счет доли там увеличивается их собственная привлекательность».
Кроме того, эксперт отмечает, что пока у сервиса нет прямой зависимости между ростом аудитории и ростом денежных поступлений от рекламы.
По словам президента ассоциации «Интернет и Бизнес» Алексея Беляева, оценить сделку действительно сложно, так как купленный Microsoft пакет слишком мал. По его мнению, в данном случае возможность размещать баннеры для 30 млн пользователей сети в мире кажется не менее важной, чем небольшая доля в самой сети. По мнению главы лаборатории медиакультуры и коммуникации факультета журналистики МГУ Ивана Засурского, эта сделка рассчитана еще и на то, чтобы облегчить процесс интеграции сервисов Microsoft — компания вынуждена отвечать на технологические вызовы, которые бросают ей компании «нового поколения», в особенности Google.
Аналитики, опрошенные корреспондентом «Газеты.Ru», не верят и в то, что такие сделки провоцируют «раздувание» рынка инновационных медиапроектов. По словам Носика, «говорить о пузыре можно будет тогда, когда в отрасль начнут вкладывать деньги те, кто не являются профессионалами в ней». С ним соглашается и Беляев. По его мнению, сделка Microsoft и Facebook признаком возможного кризиса быть не может – речь идет об инвестициях в проект одним из крупнейших игроков рынка на данный момент. К тому же, считает эксперт, знаменитый интернет-кризис 2000 года стал хорошей прививкой для инвесторов – это случилось слишком недавно, чтобы стереться из их памяти.